Юридическое бюро Консультант

 

Ю.В. ИРХИН. ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА В СТРАНЕ АНДЕРСЕНА И ПРИНЦА ДАТСКОГО

Дания – относительно небольшая, экономически развитая страна на Северо-Западе Европы [5, c. 154]. Ряд ее достижений в культурном, социально-экономическом и политическом развитии давно получили общеевропейскую известность. Достаточно сказать, что доход на душу населения граждан этой страны составляет 40 тыс. долл. В год; индекс развития человеческого потенциал (ИРЧП) является 15-м (среди 194 государств); разрыв между доходами 10% самых богатых и 10% беднейших граждан (коэффициент Джини) – оптимален (8,1%), а между доходами 20% богатейших и 20% беднейших граждан, – всего 4) [7].

Показатели развития этой страны, разумеется, неотделимы, от качества ее институтов, культуры, социальных наук. Один из уроков Дании, как верно заметил П. Вайль, состоит в том, что величие страны не обязательно определяется ее размерами. Дело даже не в геополитическом курьезе, согласно которому 98% Датского королевства находятся в Америке (Гренландия) и на островах, а в особой культурной роли столицы этой страны. Копенгаген давно и заслуженно играет роль скандинавского Парижа [1, c. 415]. Через столицу Дании, – с одной стороны, стал возможным выход в мир для Генрика Ибсена, Эдварда Грига, Эдварда Мунка и других выдающихся представителей Скандинавии: а с другой, – для датских деятелей науки и культуры: Ханса Кристиана Андерсена, Нильса Бора, Мартина Андерсена-Нексе, Серена Кьеркегора и др. Кстати, Х.К. Андерсену было всего 43 года, когда его первое собрание сочинений, состоящее из 38 томов (!), впервые вышло в Германии (разумеется, на немецком языке), что принесло ему европейскую известность.

Политическая наука в Дании занимает почетное место среди академических социальных дисциплин, таких как социология, психология, антропология и экономика. Практически в каждом из восьми университетов Дании есть департамент политической науки, в качестве самостоятельной образовательной единицы интегрированный, как правило, в факультет социальных наук. Общее количество студентов, ежегодно обучающихся политологии в ведущих датских высших учебных заведениях (Университет Копенгагена, Университет Орхуса, Ольбургский университет, Университет Южной Дании (г. Оденсе), Университет Роскильде и др.) – более четырех тысяч. В числе знаменитых выпускников датских университетов по специальности «политическая наука» – действующая королева Дании Маргрете II, ее сын – наследный принц Фредерик, Йенс Отто Краг – премьер-министр Дании (с 1962 по 1968 и с 1971 по 1972 гг.). Хе́лле То́рнинг-Шмитт, премьер-министр Дании (с 3 октября 2011 г.) и лидер социал-демократической партии этой страны (с 2005 г.) имеет степень магистра политики и публичного управления, полученную в Колледже Европы в г. Брюгге.

Уровень и качество образования по политической науке в Дании соответствуют мировым стандартам. Департаменты политических наук Университета Копенгагена и Орхусского университета входят в десятку лучших университетских подразделений Европы, готовящих кадры по различным направлениям политологии.

В Дании существует значительный спрос на специалистов по политическим наукам, которые, приобретая углубленные знания по таким специализациям, как сравнительная политология, международные отношения, государственная политика и управление, политическая теория и социология, европейские исследования, и умея грамотно использовать их как в теоретических, так и в прикладных исследованиях, получают большие возможности по продолжению своей профессиональной деятельности в аналитических государственных и частных учреждениях, международных и национальных СМИ, многочисленных научных изданиях, на преподавательском и исследовательском поприще.

Совершенствованию высшего образования в Дании и его развитию правительством страны уделяется значительное внимание. Так, Министерством образования на образовательные нужды датских средних и высших учебных заведений выделяется в среднем около 8% ВВП в год (один из высших показателей в Европе). Для сравнения заметим, что в Канаде, традиционно отличающейся высоким качеством подготовки специалистов, выделяется на образование около 7% ВВП, а в современной России – 3%.

Как и в большинстве западных стран, в Дании существует четыре этапа академического образования в университете: бакалавриат (Bachelor) – 3 года; магистратура (Master или Candidatus) – 2 года; подготовка и защита кандидатской, а затем докторской диссертаций с присвоением степеней «доктор философии» (Ph.d.; в российской системе – «кандидат наук») и Doctoral Degree (в России – «доктор наук») продолжительностью 3 и 5-8 академических лет соответственно. Программа обучения на бакалавриате предполагает приобретение общих, но, тем не менее, достаточно глубоких знаний по выбранной специальности и гарантирует получение полноценного диплома о высшем образовании с присвоением степени «бакалавр». Статистика же показывает, что большинство датских студентов предпочитает продолжение учебы в магистратуре, представляющей собой дальнейшее углубление и систематизацию знаний, приобретенных на бакалавриате.

Политическая наука как современная академическая дисциплина зародилась в Дании относительно недавно – в середине двадцатого столетия. Однако истоки ее прослеживаются с XVII века. Речь идет о том, что под влиянием идей реформации, а затем Нидерландской и Английской буржуазных революций, в Европе появился общественный запрос на распространение и изучение передовых идей Нового времени («общественного договора», теории разделения властей, гражданского общества и др.). Ответом на этот запрос, в частности, явилось создание в университетах Европы кафедр «политики». По данным Международной ассоциации политической науки, одним из первых таких подразделений явилась, возникшая в непосредственной близости от Дании, кафедра политики в Университете г. Лейдена (Нидерланды) в 1613 г. Затем были созданы кафедры политики и истории в Университетах Швеции: г. Уппсала (1622 г.), г. Або (1640 г.) и г. Лунде (1889 г.) [6, c. 8]. В конце XVIII – начале XIX вв. факультеты или кафедры политических и нравственных наук появились в ряде германских и французских университетов. В первые десятилетия XIX в. такие факультеты существовали и в четырех российских университетах [2, c. 181-191]. Эти подразделения, по сути, были кафедрами права, государствоведения и мировой политики. Их функционирование было принципиально важным.

В Дании существенную роль в подготовке кадров государственной службы сыграла Академия в городе Сорё, учрежденная в XVII в. для образования представителей датского дворянства. Из этого высшего учебного заведения вышли многие будущие государственные советники, министры и администраторы.

К началу XX в. политические исследования, до этого времени проводившиеся исключительно в рамках смежных гуманитарных областей – права, экономики и истории, стали постепенно приобретать независимый характер, что было связано с фундаментальными изменениями в датской и европейской (особенно Французской) политических системах. Известный политик, министр иностранных дел Дании и норвежско-датский историк, Петер Мунк, учредил новый предмет «социальные науки» в рамках датской системы среднего образования и в 1927 г. впервые в стране открыл Институт истории и экономики.

Однако на университетском уровне преподавание и исследование социальных наук в целом и политологии в частности было введено лишь после Второй мировой войны, когда профессор права Университета Копенгагена, Свен Клаусен, начал преподавать политическую науку как академическую дисциплину. С тех пор сдача экзаменов по политологии и международным отношениям стали необходимыми условиями для получения степени бакалавра-историка.

Ключевым институциональным событием для дальнейшего развития политических исследований в Дании явилось учреждение Института политической науки при Университете Орхуса в 1958 г., благодаря чему в стране появилась возможность получать степень бакалавра, магистра или кандидата политических наук. Орхусский университет был открыт в 1928 г., входит в сотню ведущих университетов Европы, в нем обучается 44 тыс. студентов.

Затем в 1960 г. в Копенгагенском университете был открыт Институт Современной истории и политической науки, специализирующийся по вопросам современной политологии и международных отношений. Копенгагенский университет – один из старейших университетов в Северной Европе (основан в 1479 г., ныне обучается 26 тыс. студентов). По рейтингам, его гуманитарный факультет занимает 18-е место в мире, а факультет общественных наук входит в число 50-ти лучших факультетов в своей области.

Деятельность Института политической науки в Орхусском университете создала необходимые предпосылки для организации в 1960 г. Датской ассоциации политической науки (Danish Political Science Association – Dansk Selskab for Statskundskab). Ассоциация датских политологов вскоре стала постоянным членом Международной ассоциации политической науки (IPSA, основана по инициативе ЮНЕСКО в 1949 г.) [Для коллективного вступления в IPSA необходимо иметь национальную ассоциацию политической науки. Российские политологи, например, вступили в IPSA в 1955 г. посредством организации Советской ассоциации политической науки, признанной IPSA] и Скандинавской ассоциации политической науки, что создало благоприятные международные условия для развития датской политологии. C 2011 г. – президентом Датской ассоциации политической науки является профессор департамента Политических наук Копенгагенского университета Каспер Меллер Хансен. Основные политологические журналы: Politica; GRUS; Politik, Statskundskab, Scandinavian Political Studies.

В 1996 г. в Оденсе (родине Х.К. Андерсена) в рамках одного из семи подразделений Факультета социальных наук был учрежден Департамент политической науки и государственного управления. Университет Оденсе или Университет Южной Дании (SDU), открылся в 1966 г., в нем обучается 13 тыс. студентов; более 800 научных сотрудников занимаются исследованиями.

В конце 90-х годов XX в. в Университете Роскильде (основан в 1972 г., предлагает широкий круг образовательных программ в парадигме колледжа свободных искусств) открылся Департамент изучения общества и глобализации, а в Ольборгском университете (создан в 1974 г.) – межфакультетский Департамент истории и международных и социальных исследований.

В общей сложности эти и другие политологические отделения в Дании окончило более 20 тыс. студентов. Например, по кафедрам политической науки в Копенгагенском университете, Орхусе и Оденсе на бакалавриате в 2005 г. обучалось, соответственно, – 694; 727 и 349 студента; магистратуре – 820, 696 и 153 слушателя; докторантуре – 27, 32 и 8 соискателей [4, c. 101].

За организацию и ведение учебного процесса по политической науке в датских университетах отвечают Департаменты политических наук. Так, в составе Департамента политической науки Университета Копенгагена работает около 50 специалистов-исследователей, преподавателей и методистов; 40 – в Департаменте политической науки Орхусского университета. В Дании на любом подразделении политической науки работает не менее трех профессоров-политологов [3, c. 24].

На обязательной основе к преподавательской деятельности в Дании привлекаются и аспиранты – будущие носители степени кандидата (Ph.d). За трехлетний срок обучения в аспирантуре им необходимо отработать 840 часов оплачиваемой работы, суть которой заключается в организации и ведении еженедельных четырехчасовых семинарских занятий по теме, близкой к теме их кандидатской диссертации. Помимо этого аспиранты обычно бывают задействованы в участии в исследовательских программах различных центров Департаментов политической науки, занимаются издательской деятельностью, проведением лекций, семинаров и конференций, работают и как «менторы» – люди, ответственные за академическую интеграцию новых аспирантов в жизнь Департамента.

Направления подготовки бакалавров и магистров по специальности «политическая наука» зависят от научных программ, ведущихся на факультетах социальных наук датских университетов. Так, Университет Копенгагена предлагает следующие направления подготовки политологов: Власть и демократия, Европейская безопасность и интеграция, Государственный сектор в изменении, Европеизация политики. Университет Орхуса занимается такими программами, как Сравнительная политика, Международная политика, Государственное управление, Государственная политика, Политическая теория и Европейский Союз. Обучаясь политологии в Университете Оденсе, можно выбрать одно из следующих направлений: Государственное управление и лидерство, Выборы, Демократические исследования, Европейские исследования и международные отношения, Исследование политических курсов и их оценка.

В рамках исследовательской и академической работы различными направлениями политической науки при университетах могут заниматься и тесно взаимодействующие с политологическими департаментами институты и центры, которые получают необходимую финансовую поддержку в виде премий и грантов со стороны Министерства образования. Среди них: Центр расширенной теории безопасности Университета Копенгагена (Centre for Advanced Security Theory – CAST), объединивший собой ряд исследователей теории современных вызовов, угроз и рисков, известных также как «Копенгагенская школа»; Центр европейской политики (Centre for European Politics – CEP) того же университета. Ведущей научной программой Департамента политической науки Орхусского университета являются проблемы глобализации, ее влияния на мировое сообщество, развитие новых организаций и институтов, работающих по отдельности или сообща. Рабочие группы, такие как Европейские исследования (European Studies), VIP (Электоральная политика – Electoral politics) и LEO (Организация и оценка – Organisation and Evaluation), функционируют в Университете Оденсе. Подобные центры имеют право проводить серии лекций и семинаров по определенным тематикам.

Так, активистами и исследователями Центра европейской политики Копенгагенского университета регулярно организуется семестровый цикл лекций на английском языке (EURECO), имеющий междисциплинарный характер (затрагивает экономическую, политическую, социологическую и правовую сферы) и приглашающий к участию не только студентов из Дании и других стран, но и исследователей, общественных деятелей и политиков, заинтересованных в расширении своих знаний о Европейском Союзе.

В целом политическая наука в Дании уделяет больше внимания государственной администрации, государственной политике, политическому поведению и международным отношениям, чем политической теории и развитию методологии. С точки зрения общественной пользы и уместности такой подход представляется правильным. Специалисты в области политической науки играют столь же заметную роль в государственной политике, как и в сопоставимых странах.

Во всех университетах подготовка студентов по политологическим специализациям ведется на датском языке, за исключением курсов, предоставляемых международным студентам, и программ европейских исследований, преподаваемых на английском языке.

Программы высшего образования в Дании основываются на общеевропейской системе кредитов (ECTS), согласно которой каждой образовательной ступени и каждому курсу присваивается определенное количество кредитных очков, соответствующих числу аудиторных и внеаудиторных часов, проведенных студентом за изучением того или иного предмета. Так, например, на программу обучения на ступени бакалавриата по специальности «политическая наука» в большинстве датских университетов отводится 180 кредитных очков, на магистратуру по тому же направлению – 120. Каждый курс по политологии оценивается также в зависимости от выбранной студентом формы сдачи экзамена: устной или письменной. Предусмотрены сдачи письменных экзаменов и в виде написания группового эссе 2-3 студентами по заранее утвержденной совместно с преподавателем теме. За весь период обучения в бакалавриате и магистратуре по политической науке в среднем изучается 27 курсов, 18 из которых приходятся на ступень бакалавра, а оставшиеся 9 – на магистратуру.

Обучение на бакалавриате и магистратуре по политической науке в Дании предполагает изучение и сдачу, как обязательных курсов, так и набора курсов по выбору. В начале каждого семестра на сайте университета вывешивается подробное описание предлагаемых курсов с четким объяснением его тем и проблем, используемой методологии и количества аудиторных и внеаудиторных часов, которые студент будет проводить за изучением предмета. Большинство дисциплин на первой университетской ступени носит фундаментальный характер, позволяя студентам получить глубокие знания по разнообразным предметам, теориям и методам политической науки. Часто студенты первых трех курсов выбирают и смежные с политологией дисциплины социальных наук: социологию, право, антропологию, психологию, экономику. Это способствует существенному росту базы их стартовых знаний, а также благоприятствует выработке навыков обширного аналитического мышления, абсолютно не замкнутого в строгие рамки лишь одной сферы гуманитарных наук. Вот несколько примеров обязательных курсов, изучаемых студентами-бакалаврами в Департаменте политической науки Орхусского университета: Введение в политическую науку, Методы политической науки, Политическая теория и история идей, Теория науки и классика политологии, Экономика, Сравнительная политология I: ранние теории, Социология, Сравнительная политология II: политические системы, Международные отношения, Государственное управление, Государственная политика, Публичное право.

Для того чтобы получить степень бакалавра политических наук и перейти в магистратуру каждому студенту необходимо не только написать исследование, обладающее научной ценностью, но и проявить свои исследовательские качества, умение анализировать и применять сложный методологический аппарат к конкретной ситуации.

Обучение в магистратуре по политической науке обычно состоит в изучении и сдаче девяти обязательных курсов и ряда курсов по выбору, которые могут затрагивать вопросы сравнительной политологии, социологии, международных отношений и государственной политики.

Оценивание и защита по каждому курсу в датских университетах проходит в предоставляемой на выбор каждому студенту устной или письменной форме. При выборе письменной формы отчетности учащийся вправе заниматься подготовкой, как индивидуального эссе, так и делать его в соавторстве с 2-3 другими студентами. В этом случае, разница между работами заключается лишь в количестве страниц исследования: один студент может работать над эссе в 15 или 25 страниц, при этом получая за сдачу курса по 10 или 20 кредитных очков соответственно. Группе, состоящей из двух студентов, необходимо будет написать работу как минимум в 25 страниц (10 кредитных очков каждому) или 40 страниц (20 кредитных очков каждому) и т.д.

Датскую систему оценивания отличает то, что на каждом устном экзамене или в ходе проверки письменной работы на них присутствует сторонний экзаменатор (цензор), являющийся компетентным специалистом в сдаваемом предмете, но, не участвовавший в организации учебного процесса и не знакомый с экзаменующимся студентом. Мнение этого человека в проставлении итоговой оценки является решающим.

Существенное внимание датскими университетами и Министерством образования уделяется постоянному пополнению фондов датских библиотек, в том числе крупнейшей из них – Королевской библиотеки. При этом литературе о политике уделяется существенное внимание. Все большее количество книг по политической науке публикуется в Дании на английском языке, и не только потому, что этим языком владеют многие датчане, но и в связи с тем, что абсолютное большинство датских исследователей стремится публиковать свои научные разработки именно на английском, чтобы максимально быстро быть услышанными их коллегами из других стран. Пользование библиотеками в Дании бесплатно, причем во многих из них, особенно в университетских отделениях, можно свободно пользоваться услугой бесплатного скачивания электронных статей из политологических журналов и электронных книг.

В целом политическая наука в Дании является одной из популярных и востребованных областей знания, с каждым годом привлекая все большее количество студентов, преподавателей и профессиональных ученых для создания новых или развития старых исследовательских программ, работающих исключительно в связке с политической действительностью.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Вайль П. Гений места. М.: АСТ, Астрель, 2013.

2. Ирхин Ю.В. Факультеты нравственных и политических наук в становлении университетской политологии в России // Вопросы политологии. 2013. № 2.

3. Клингеманн Х.-Д. Сравнительный анализ развития политической науки в Западной Европе // Политическая наука в Западной Европе / Ред. Х.-Д. Клингеманн. Пер. с англ. под ред. проф. Е.Б. Шестопал. М.: Аспект-пресс, 2009.

4. Педерсен М.Н. Дания: политическая наука – прошлое, настоящее и будущее // Политическая наука в Западной Европе / Ред. Х-Д. Клингеманн., 2009.

5. Чернышов С.Н. Партийная система Дании // Вопросы политологии. 2013. № 3.

6. Coakley J., Trent J. History of the International Political Science Association. Dublin, Ireland, 2000.

7. Human Development Reports. United Nations, 2013.

Ю.В. ИРХИН

доктор философских наук, профессор кафедры политологии

и политического управления Российской академии народного

хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,

профессор кафедры теоретической и прикладной политологии

Российского государственного гуманитарного университета

Статья опубликована в научном журнале «Вопросы политологии». 2014. № 1. С. 17-25.

При использовании материала ссылка на автора и журнал обязательна!

©2009 «Национальный союз политологов»
e-mail: info@souzpolitolog.ru
http://www.souzpolitolog.ru

Яндекс цитирования