Юридическое бюро Консультант

 

Р.В. Касимов

аспирант Института права

Башкирского государственного университета

РОЛЬ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОМ ФЕДЕРАТИВНОМ ГОСУДАРСТВЕ

Реформы последних двух десятилетий в России коснулись прежде всего системы организации государственной власти. Данная сфера как ни одна другая была «перекроена» и «перешита», в результате чего не просто «переродились» уже имеющиеся, но и появились совершенно новые государственно-правовые образования, такие как институт президентства.

В своем развитии институт президентства в Российской Федерации также претерпел ряд существенных изменений. Модернизировалось место и роль Президента в механизме государственной власти, менялся объем полномочий, характер взаимоотношений с парламентом и правительством, пока, наконец, не установилась нынешняя, сравнительно устойчивая модель, закрепленная в действующей Конституции Российской Федерации.

Тем не менее, развитие рассматриваемого института не прекратилось, каждый новый глава государства привносит с собой собственное видение и методы управления страной и взаимодействия с другими органами государственной власти. Он выстраивает и активно реализует свою экономическую, социальную, культурно-идеологическую и, безусловно, правовую политику.

Сам вопрос о возможности существования такого явления, как правовая политика Президента, не всегда являлся бесспорным. Первый российский Президент, понимая и официально признавая (в частности, в Послании Федеральному Собранию 1994 г. «Об укреплении российского государства (основные направления внутренней и внешней политики)» [1] необходимость создания некой стратегии правового развития, не сумел качественно воплотить в жизнь это намерение. Его правовая политика сводилась к построению глобальных, не обеспеченных реальными возможностями, планов и в то же время совершению разрозненных, не всегда логически и практически сочетающихся друг с другом действий; резкой критике качества нормативного материала и «выгодным» Б.Н. Ельцину восполнением существующих пробелов собственными правовыми актами, посягающими на зону исключительно законодательного регулирования.

Другими словами, в период управления страной первым российским Президентом правовой политики главы государства в том виде, в котором она должна быть (и в котором, собственно, приобретает значимость для правового развития России) не было. Тем не менее, начальный шаг был сделан — появилась и оформилась сама идея построения президентской правовой политики.

Данная идея была достаточно успешно воплощена в жизнь вторым российским Президентом. Мы вполне обоснованно можем говорить о том, что В.В. Путину удалось сформировать собственную правовую политику и сделать целый ряд успешных шагов по ее реализации. Созданная им долгосрочная правовая стратегия четко прослеживается в его Посланиях Федеральному Собранию и принятых нормативных актах, обладает свойствами логичности, последовательности, преемственности, практической осуществимости. Она получила широкий общественный резонанс, стала обсуждаться, как поддерживаться, так и критиковаться населением, но в любом случае — восприниматься в соответствующем качестве.

Новый российский Президент во многом поддержат правовую стратегию своего предшественника, прежде всего, в признании самого факта необходимости ее существования и дальнейшего развития. Одни направления были продолжены (правовая политика в сфере реализации национальных проектов), другие — получили «второе рождение» (антикоррупционная политика), третьи — наконец-то приобрели должную степень актуализации (построение открытою диалога с народом, создание реальных механизмов влияния граждан на построение и функционирование системы управления обществом).

Учитывая место и роль Президента в системе государственной власти Российской Федерации, закрепленные в Основном законе, особенности ею восприятия населением в качестве «общенационального лидера», в его руках «концентрируются» реальные рычаги определения векторов развития всех сфер общественных отношений.

Характер правового регулирования, состояние и модернизация системы нормативных правовых актов, общий правовой прогресс страны также в весьма значительной степени зависят от Президента, его планов и шагов по их реализации. Вот почему так важно именно сейчас, когда президентская правовая политика находится уже не на начальном, но еще и не на окончательно оформившемся этапе своего существования, создать надежную теоретическую базу, основанную на комплексной научной проработке всех главных аспектов, для дальнейшего развития этого политико-правового феномена.

Президентская правовая политика как недавно появившаяся и продолжающая процесс своего формирования политическая категория, отражающая реально существующий феномен современной политико-правовой действительности, представляет собой самостоятельное направление правовой политики, основанное на уникальности положения Президента в системе организации государственной власти в Российской Федерации. Правовая политика Президента Российской Федерации — это основанная на ею статусе, закрепленном в Конституции РФ, деятельность конкретного лица, занимающего на данном историческом этапе должность главы государства по выработке стратегических идей концептуального характера, направленных на координацию действий различных государственных органов и иных субъектов в целях определения и претворения в жизнь основных направлений правового развития страны.

Признаками президентской правовой политики, позволяющими выделять ее в особый вид, являются: базирование на конституционно-правовом статусе Президента Российской Федерации. который закреплен в нормах Основного закона страны; персонифицированный характер; оперативность; связь с обшей политикой главы государства; направляющая роль по отношению к правовой политике всех остальных субъектов; высший по сравнению со всеми иными видами правовой политики уровень концептуальности.

Цели президентской правовой политики — это закрепленные в соответствующих официальных документах стратегические (идеи-ценности) и тактические (идеи-задачи) ориентиры, выражающие взгляды главы государства на функционирование и развитие правовой системы общества. Они представляют собой пирамиду, па вершине которой находится конечная правовая цель — построение правовою государства и формирование гражданскою общества. Движение к ней происходит посредством достижения текущих (соответствующих наиболее насущным, «назревшим» потребностям общества, для реализации которых уже имеются необходимые условия и средства) и перспективных (более масштабных, требующих достаточно длительного времени и существенных материальных и временных затрат) целей.

Функции правовой политики Президента Российской Федерации вытекают из ее целей, основываясь на его общих функциях как главы государства. К наиболее значимым относятся:

- координирующе-балансирующая, заключающаяся в том. что Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех иных органов государственной власти в процессе реализации правовой политики, одновременно поддерживая баланс между различными политическими силами в обществе;

- стратегически-направляющая, выражающаяся в том. что Президент своими действиями в совокупности определяет характер правового регулирования в стране;

- оперативно-корректирующая, делающая возможным быстрое и четкое реагирование па возникшую юридическую проблему в рамках общего курса правового развития;

- контрольная. обоснованная объективно сложившейся ситуацией, когда координация всех государственных контрольных органов осуществляется именно главой государства;

- ценностно-ориентирующая, направленная на формирование развитого правосознания населения, духовно-нравственное возрождение общества.

Средства президентской правовой политики — это установленные в законе инструменты, позволяющие главе государства осуществлять свои намерения в отношении правового развития страны, делающие возможным преобразование его идеальных стремлений в реальные действия и результаты. Основными средствами президентской правовой политики помимо ежегодных обращений с посланиями к Федеральному Собранию и издания собственных нормативных правовых актов являются: право законодательной инициативы; участие главы государства в процессе прохождения закона через парламент посредством института полномочного представителя Президента Российской Федерации в Федеральном Собрании: право отлагательного вето; подписание Президентом принятою Федеральным Собранием закона: право роспуска Президентом Росийской Федерации Государственной Думы Российской Федерации в порядке, предусмотренном Конституцией РФ; право отменять правовые акты (приостанавливать их действие); право обращения с запросом в Конституционный Суд России; деятельность во внешнеполитической сфере: деятельность созданных при Президенте Российской Федерации различных советов и комиссий. Наиболее актуальной задачей на настоящий момент является поддержание оптимального баланса в применении различных средств президентской правовой политики: активизация одних (право законодательной инициативы), перевод из разряда «повседневных» в ранг исключительных других (отлагательное вето) и сведение к минимуму вплоть до полного отказа от использования за исключением экстраординарных случаев третьих (роспуск Государственной Думы).

Ежегодное обращение Президента России к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики в настоящий момент времени приобрело статус ведущего средства президентской правовой политики, становясь по сути «национальной стратегией», «государственной доктриной». Послание выполняет координирующую функцию во взаимодействии различных ветвей власти, при этом играя роль установочного документа как для государственных органов и их должностных лиц, так и для общества в целом и каждого человека в частности.

В указах Президента Российской Федерации равно как и в ежегодных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации, выражаются наиболее важные аспекты, актуальные направления его правовой политики. Особенно четко это прослеживается в указах, которыми одобряются различные концепции, стратегии, программы — документы, рассчитанные на долгосрочную перспективу, определяющие главные цели, приоритеты и этапы развития различных сфер общественных отношений. Также немаловажную роль играют «тематические» указы Президента, посвященные конкретным вопросам совершенствования механизма и средств правового регулирования.

Ненормативные акты Президента Российской Федерацииносят индивидуальный (персонифицированный) характер, решают, как правило, организационно-кадровые вопросы. Они, в отличие от указов Президента, содержащих нормативные правила поведения, не влияют непосредственно на изменение правового курса страны, совершенствование законодательства, но формируют базу для этого — определяют субъектный состав, который, по мнению главы государства, может успешно реализовывать цели и приоритеты правовой политики.

Предлагаются два основных направления оптимизации правовой политики Президента России: «статусное», предполагающее ряд мер но более четкому определению положения Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти, его соотношения с парламентом (особенно в части формирования Правительства), уточнению его функции «гаранта Конституции», отходу от доктрины «подразумеваемых полномочий», а также упрочению ею авторитета в обществе, и «инструментальное».. означающее совершенствование системы средств президентской правовой политики: четкое определение места его указов в ряду других нормативных правовых актов (первым и основным шагом должно стать издание закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации»), принятие мер по повышению эффективности реализации посланий Президента Федеральному Собранию, более искусное использование президентского вето с акцентом на его превентивную функцию, издание закона «О Президенте Российской Федерации».

Первоочередным шагом, интегрирующим в себе отдельные рекомендации по оптимизации президентской правовой политики, представляется разработка и утверждение указом Президента Концепции правовой политики в Российской Федерации, призванной стать основой совершенствования системы правового регулирования, задающей долгосрочные ориентиры, направленной на поступательное, эволюционное правовое развитие страны.

[1] См.: Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 24.02.1994 г. «Об укреплении российского государства (основные направления внутренней и внешней политики» // Российская газета. 1994. 25 фев.

©2009 «Национальный союз политологов»
e-mail: info@souzpolitolog.ru
http://www.souzpolitolog.ru

Яндекс цитирования