Юридическое бюро Консультант

 

Е.А. Куштавкина

кандидат политических наук

Рязанский государственный

университет им. С.А. Есенина

КОНФЛИКТОГЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕСПУБЛИК СЕВЕРНОГО КАВКАЗА КАК УГРОЗА ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ РОССИИ

В XXI веке Северный Кавказ остается самым сложным регионом России, где еще не в полной мере решены проблемы государственного управления, федеративного устройства. Требуют решения социально-политические, экономические, религиозные, этнические и другие противоречия, которые угрожают национальной безопасности всего российского государства.

Северный Кавказ сегодня – это один из самых многонациональных и многоконфессиональных регионов России, регион контакта многих этносов и культур, а также один из самых уязвимых сегментов российского геополитического пространства.

Сегодня этнополитическая ситуация на Северном Кавказе характеризуется наличием вооруженных конфликтов, ростом преступности и терроризма, попытками реализации различных форм сепаратизма и т.д.

С образования нового Российского государства, в Северо-Кавказском регионе резко обострилась ситуация в сфере этнополитических отношений и во взаимоотношениях центральной власти и республик Северного Кавказа. В течение 1990-х гг. здесь произошло несколько крупных конфликтов с большим количеством жертв и масштабными разрушениями. Только два раунда войны в Чечне унесли жизни более 40 тыс. Человек [1]. В 1992 г. вспыхнул осетино-ингушский конфликт, который представлял собой по форме «этническую чистку» - а именно изгнание представителей ингушского меньшинства с территории Северной Осетии. В этом конфликте погибло более 300 человек, и стали беженцами около 35 тыс. Человек [2]. В августе-сентябре 1999 г. произошло вооруженное вторжение чеченских сепаратистов на территорию республики Дагестан, которое сопровождалось конфликтом федеральных и республиканских властей с рядом попавших под контроль радикальных исламистов местных общин. В республиках Северного Кавказа длительное время имела место довольно активная деятельность вооруженных криминальных групп и бандитских вооруженных формирований как части международных террористических организаций. Наиболее масштабными актами террора были взрывы жилых домов в Дагестане и захват заложников в школе №1 г. Беслана. Последний акт унес жизни 334 человек, большинство которых были дети разного возраста.

Несмотря на меры, предпринимаемые федеральной властью с начала 2000-х гг. по снижению напряженности и наведению конституционного порядка в северо-кавказских республиках этнополитическая ситуация продолжает оставаться достаточно напряженной.

Если в начале 2000-х гг. федеральному центру удалось относительно стабилизировать этнополитическую ситуацию в регионе, благодаря действиям направленным на укрепление российской государственности, то со второй половины десятилетия ситуация вновь начинает выходить из под контроля. Приведем лишь некоторые факты.

В 2009 г. реальностью для Чеченской Республики вновь стали теракты с использованием террористов-смертников. За год здесь произошло 9 терактов с использованием 11 смертников и еще 1 случай, когда такой теракт, по сообщениям силовиков, удалось предотвратить, убив террориста, который пытался на заминированном автомобиле въехать на территорию строящегося мемориального комплекса. В 2009 г. в республике произошло 58 взрывов. При этом всего, в том числе и в результате терактов, здесь погибли 280 человек [3].

Отметим, что в Чечне, несмотря на утверждение властей о достижении всеобъемлющей стабилизации, не удается полностью подавить вооруженное сопротивление. Выстроенная в этой республике тоталитарная по существу система вызывает протестные настроения среди части молодых людей, в последствии уходящих в подполье.

По данным интернет-ресурса «Кавказский узел», [4] в Ингушетии в прошлом году также совершены четыре теракта с участием террористов-смертников, самым громким из которых и масштабным по количеству жертв - 25 человек - стал теракт 17 августа у здания ГОВД Назрани. Всего в республике произошло 49 взрывов. За год здесь в результате вооруженного противостояния и терактов погибли 319 человек.

В Дагестане в 2009 г. сообщалось несколько раз о предотвращении крупных терактов. Один из таких случаев произошел 1 сентября на Северном посту милиции на окраине Махачкалы. 4 октября 2009 г. в дагестанском Дербенте во дворе трех пятиэтажных домов специалисты УФСБ обезвредили взрывное устройство, установленное в автомобиле, которое представляло собой 10-литровую канистру с алюминиевой пудрой и аммиачной селитрой с проводами и сигнализацией. Помимо этого, саперы обнаружили в багажнике машины около 15 кг аммиачной селитры в пакетах для усиления взрыва. За год в Дагестане произошло 60 взрывов. Всего в результате боестолкновений, нападений и терактов погибли 263 человека [5].

В Кабардино-Балкарии в ноябре был совершен ряд диверсий - подорвана трансформаторная подстанция в Эльбрусском районе и канатная дорога «Азау-Кругозор». Ранее Единый информационный центр (ЕИЦ) правоохранительных органов КБР распространил также информацию о предотвращенном теракте на Аушигерской ГЭС. В республике в 2009 г. произошло 4 взрыва, в том числе три теракта. Погибли в боестлокновениях и в результате подрывов 23 человека [6].

Эксперты отмечают, что к настоящему моменту в регионе сложилась такая ситуация, что борьба с терроризмом окончательно перешла в фазу контрпартизанской войны. Так, начиная с 2008 г. боевики предпочитают атаковать военные цели, то есть подрывают и обстреливают сотрудников правоохранительных органов, при этом, практически не трогая гражданское население.

Таким образом, реальные события опровергают утверждения, которые раз за разом слышатся из Кремля, о «нормализации обстановки» в регионе, сокращении военного присутствия там и переходе от «контртеррористической операции» к восстановлению «народного хозяйства». С какими критериями бы эксперты ни подходили к оценке ситуации на Северном Кавказе, ясно одно: налицо ухудшение обстановки.

Разумеется, существуют фундаментальные причины того, что происходит сегодня на Северном Кавказе. Во-первых, это высокий уровень безработицы, прежде всего среди молодежи.

Во-вторых, высокий уровень коррупции, осуществляемой через клановые структуры.

В-третьих, высокий уровень насилия, который осуществляется правоохранительными органами. Зачастую правоохранительные органы действуют не строго по закону, а в соответствии с логикой войны. В результате происходит привыкание к насилию, находится желание отомстить. Возникает социально-психологический эффект, выталкивающий людей в подполье.

В качестве причин также можно отметить ослабление кадровой политики, которое, в частности, выразилось в том, что редко происходит смена республиканского руководства. Происходит закрепление клановых структур и нарастание ожесточенной борьбы их друг с другом, при которой они зачастую используют незаконные методы.

И, наконец, огромная доля теневой экономики, которая работает в тесном контакте с криминальными структурами, что приводит к проникновению криминальных методов в экономическую и политическую активность.

Положение на Северном Кавказе усугублено еще и тем, что боевики позиционируют себя как общекавказское исламское движение и пытаются заставить власти играть по своим правилам. По мнению российских экспертов, группы боевиков объединены наднациональной идеологией, и это уже религиозно-политическое движение.

Соответственно, к своим врагам они относят как представителей центральной власти - военных, милицию, представителей безопасности из центра, так и практически любых военных и чиновников местного регионального уровня, вне зависимости от их национальности и религиозной принадлежности.

Между тем, более трети россиян (38%) уверены, что ситуация на Северном Кавказе стабилизируется, в регионе налаживаются порядок и мирная жизнь. Однако 29% все же полагают, что в этом регионе продолжается противостояние властей и террористов, вооруженный конфликт, идет партизанская война, а каждый пятый опрошенный высказывает опасения по поводу того, что в регионе растут террористическая активность, напряженность, которая скоро выплеснется в открытый вооруженный конфликт.

Чем выше у россиян самооценка материального положения, тем более спокойно они смотрят на вероятность эскалации напряженности на Северном Кавказе. Так, о стабилизации говорят 44% респондентов с высокой самооценкой материального положения и 35% - с низкой. Малообеспеченные россияне (22%) более склонны к пессимистическим оценкам ситуации, складывающейся в данном регионе (в сравнении с 15% среди обеспеченных россиян).

Наибольшие оптимисты в отношении ситуации на Северном Кавказе проживают в Сибири (45%), на северо-западе страны (41%), Центральном и Южном федеральных округах (40% и 39% соответственно). Каждый четвертый житель юга России (25%) ожидает, что растущая напряженность на Северном Кавказе выльется в открытый вооруженный конфликт, еще 26% считают, что в регионе идет партизанская война, продолжается противостояние террористов и властей. Наибольшее количество тех, кто затрудняется ответить на вопрос о том, что происходит на Северном Кавказе, проживает на Дальнем Востоке и Урале.

Половина россиян вообще не может понять, с чем связан рост террористической активности на Северном Кавказе (49%). Чаще всего респонденты отмечают «активную поддержку бандформирований извне, другими странами, не желающими усиления влияния России на Кавказе» и «борьбу за обладание ресурсами кавказских республик (нефть, деньги, территория)» (по 10% в каждом случае). Эти же аргументы чаще приводят и более образованные россияне.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен в июле 2009 г. Опрошены 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4% [7].

Проведенное исследование позволяет полагать, что российская власть и общество привыкают к нестабильному Северному Кавказу. Безусловно, в Кремле могут утверждать, что там стабильнее, чем было раньше, когда шли чеченские войны. Но, когда убийства и теракты случаются едва ли не каждый день, понятие «стабильность» становится неприменимо. Эксперты и политики считают, что на Северном Кавказе идет что-то вроде латентной гражданской войны, где действует странный симбиоз оппозиции из представителей самых разных группировок - от религиозных радикалов до коррупционеров. Нестабильность связана с борьбой внутри правящих элит, которая также ведется крайне жестоко и не обходится без жертв [8].

Угроза террористических актов имеет место быть не только в границах Северного Кавказа. Террористы чувствуют себя настолько свободно, что перешли в наступление на территорию, в последние годы вроде бы вздохнувшую спокойно – в ноябре случился подрыв «Невского экспресса», в марте – теракты в Москве. Произошедшие трагедии показали, что надо не просто продолжать борьбу с терроризмом - нужно искать новые, более эффективные формы и методы этой борьбы.

Теракты в московском метро – не уникальное событие, а продолжение общей тенденции: еще в декабре полпред президента в ЮФО Устинов привел угрожающую статистику о росте числа терактов на Северном Кавказе в 2009 году – количество нападений боевиков с 576 до 786, а число погибших и раненых военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и гражданских лиц возросло до 1263 человек против 914 в 2008 году.

По уровню террористической опасности Россия вернулась, как минимум, в 2004 год. Уровень насилия, по мнению экспертов, на Северном Кавказе приблизился к величинам, сопоставимым с Афганистаном и Ираком.

Некоторые аналитики сравнивают Россию с Израилем, где теракты весьма часты, невзирая на беспрецедентные ежедневные меры безопасности. Правда, при этом не вспоминают о том, что у Израиля открытый неурегулированный конфликт с палестинцами, а в России, согласно официальной версии, военная операция в Чечне политические предпосылки терроризма «закрыла».

В. Милов отмечает: «Очевидно, что власть практически исчерпала все понятные ей способы воздействия на террористов. Дальнейшая накачка деньгами спецслужб не поможет. Централизовать вертикаль власти дальше некуда. Отсюда и бессмысленные угрозы шахидам смертной казнью» [9].

Сложившаяся ситуация требует пересмотра сложившихся за первое десятилетие 2000-х. гг. стереотипов, касательно того, что «демократия по-российски» способствует дестабилизации внутриполитической ситуации и что лишь недемократическая, власть способна защитить своих граждан. Вопреки этому навязанному представлению, демократизация России в сегодняшней обстановке – не угроза, а прямой путь к нормализации ситуации. Усиление общественного контроля над спецслужбами, ликвидация их неподотчетности и вседозволенности – единственный способ заставить их нормально работать. Предоставление кланам и этническим группам, изолированным сегодня от власти в республиках Северного Кавказа, доступа к принятию решений – единственный способ предотвратить переход их представителей в вооруженное подполье.

В долгосрочном плане, мир и стабильность на Кавказе - возможны лишь при условии формирования органов власти в субъектах федерации на основе реального народного волеизъявления. Такое свободное волеизъявление невозможно в условиях подавления оппозиции, попрания свободы слова, необоснованных ограничений на проведение митингов и демонстраций.

Таким образом, на сегодня это очевидное условие подразумевает настоящую политическую реформу, то есть демонтаж системы необоснованных ограничений гражданских и политических прав и свобод граждан (избирательные права, свобода информации, собраний и ассоциаций), введённых под предлогом «борьбы с терроризмом и экстремизмом» и «поддержания стабильности». Неотъемлемой частью такой реформы должна стать и реальная борьба с коррупцией.

Однако, очевидно, что такие меры могут быть проведены в жизнь, во-первых, лишь при наличии политической воли в Кремле, - а на сегодня такой политической воли у российских федеральных властей нет, - и, во-вторых, это должно касаться не только Северного Кавказа, но и всех регионов России.

[1] Тишков В.А. Общество в вооруженном конфликте: Этнография чеченской войны. М., 2001. С. 93.

[2] Там же.

[3] Кавказский узел // http://www.51.kavkaz-uzel.ru/articles/167146/

[4] http://www.kavkaz-uzel.ru

[5] Кавказский узел // http://www.51.kavkaz-uzel.ru/articles/167146/

[6] Там же.

[7] Всероссийский центр изучения общественного мнения http://wciom.ru/

[8] На Северном Кавказе идет латентная гражданская война // http://www.inosmi.ru/russia/20090811/251510.html

[9] Милов В. Тупик имени Путина // http://pda.gazeta.ru/column/milov/3347304.shtml

©2009 «Национальный союз политологов»
e-mail: info@souzpolitolog.ru
http://www.souzpolitolog.ru

Яндекс цитирования