Юридическое бюро Консультант

 

Д.А. Янчуков

cоискатель сектора административного права

Института государства и права РАН

НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

В современных условиях проблемы государственного контроля и надзора приобретают важную теоретическую и практическую значимость. Система государственного и общественного контроля, охватывавшая сферы производства, финансовой, социальной и политической жизни общества, за последние годы значительно изменилась. Так, был ликвидирован институт народного контроля, и вместе с тем усилилась роль частного (аудиторского) контроля, вводятся нормы, либерализации или, напротив, ужесточения контроля в различных областях общественной и предпринимательской деятельности и так далее.

Существование государственного контроля в области таможенного дела объективно обусловлено контрольной функцией государства в сфере внешнеэкономической деятельности.

Данное обстоятельство предопределяют то, что роль контроля в таможенном деле проявляется в результатах практического использования специальных функций возложенных на уполномоченные на то органы государственной власти, которые реализуют их в интересах повышения эффективности использования экономических ресурсов российского государства. Адекватное отражение взаимосвязи данных функций в праве, в создании соответствующих контрольных органов, в регулировании их деятельности создает необходимую правовую базу эффективной деятельности государственного контроля в сфере таможенного дела.

Контроль в сфере таможенного дела осуществляется на различных стадиях внешнеэкономической деятельности, то есть в процессе подготовке к перемещению через таможенную границу товаров и транспортных средств, самого перемещения через нее товаров, транспортных средств, валютных ценностей и других предметов, а также в ходе «постконтроля». Он направлен на проверку соблюдения таможенного, валютного, административного, уголовного законодательства, а также иных правовых отраслей, связанных с регулированием деятельности во внешнеэкономической сфере.

Современные особенности государственного контроля в таможенном деле связаны, с тем, что в рыночных условиях происходит не упрощение, а усложнение внешнеэкономической деятельности, как следствие - усложнение и государственного контроля в данной области, который объективно присущ всем типам экономики, в том числе рыночной экономике. Усложнение связано с тем, что осуществление государством деятельности во внешнеэкономической сфере охватывает и деятельность негосударственных коммерческих организаций, предприятий различных форм собственности, иностранных инвесторов и т.д. Следовательно, контроль в сфере таможенного дела охватывает, в первую очередь, не столько деятельность государственных органов власти, сколько организаций различных форм собственности, физических лиц, граждан-предпринимателей в целях поддержания законности и правопорядка в указанной области.

Специфика государственного контроля в таможенной сфере связана, с тем, что помимо самого таможенного контроля, при его реализации органы государственный власти осуществляют финансовый, валютный, правоохранительный и иные формы контроля.

Контроль в сфере таможенного дела является сложной, многоаспектной категорией. С одной стороны, это функция государственного управления, по отношению к которому выступает средством, инструментом реализации политики государства. С другой стороны, сам контроль в сфере таможенного дела можно рассматривать как управленческую деятельность, имеющую свои методы, способы, формы реализации. Очевидно, что целью контроля в таможенном деле является также достижение правопорядка, а не только соблюдение законности, как принято говорить об этом в специальной литературе.

В то же время, подобный подход не отражает всех аспектов государственного контроля в таможенной сфере, ограничивает его социальное назначение. Поскольку обеспечение законности не является конечной целью правового регулирования, а является условием достижения стабильности, урегулированности правом различных общественных отношений, соответственно и контроль в сфере таможенного дела не сводится только к тому, как субъекты таможенных отношений соблюдают законодательство страны. Учитывая противоречивый характер последнего, цели государства были бы упрощены и сведены лишь к некой констатации того, имеет ли место правонарушение или нет. Функции контроля в таможенной сфере, направления его деятельности позволяют ему выступать каналом «обратной связи», дающим необходимую информацию о необходимости изменения законодательства, правоприменительной практики и т.п.

В реальной действительности соотношение государственного управления, правового регулирования, контроля в таможенной области, законности, правопорядка не является простым и должно быть рассмотрено в виде сложной системы отношений. В частности, в самом контроле в таможенной сфере необходимо выделение целей, средств их достижения и результатов. Однако определяющим содержание государственного контроля в таможенном деле, его направленность является его местоположение в рассмотренной нами связи «цель - средство – результат».

Достижение поставленных государственным таможенным контролем, целей требует реализации определенных задач (направлений), которые можно свести к следующему:

- проведение проверки выполнения таможенных обязательств перед государством всеми субъектами (юридическими, физическими лицами, органами публичной власти) таможенных правоотношений;

- проверка соблюдения правил совершения различных таможенных операций, названными ранее субъектами;

- оптимизация таможенного администрирования, более экономного и эффективного расходования материальных и денежных ресурсов в таможенном деле;

- превентивная задача, состоящая в предупреждении и предотвращении возможных нарушений таможенного законодательства;

- проверка законности деятельности государственных органов, участвующих в таможенной деятельности.

Результатом реализации названных задач является достижение правопорядка в процессе осуществления таможенной деятельности. Контроль в сфере таможенного дела обеспечивает, таким образом, обратную связь, что является необходимым условием принятия правильных управленческих решений.

Объектом контроля в сфере таможенного дела выступают не только товары и транспортные средства, валютные ценности, но и материальные, природные и иные ресурсы, перемещаемые через таможенную границу.

Осуществление государственного контроля в таможенной области как важнейшей функции государства регламентируется нормами многих правовых отраслей и, в первую очередь, административного права, таможенного права, уголовного, налогового, и иных правовых отраслей.

Думается, несмотря на многообразие видов контроля в таможенном деле, необходимо говорить об общих принципах, целях, задачах его осуществления, характерных для всех сфер таможенной деятельности и для всех органов, его осуществляющих. Учитывая всепроникающий характер таможенного дела, его возрастающую роль в условиях формирования рынка, представляется возможным говорить об особой роли государственного таможенного контроля, на каждом этапе осуществления внешнеэкономической деятельности.

В основе контроля в таможенной области лежат определенные принципы, которые отражают его сущность. Среди них следует выделить:

- осуществление контроля компетентными органами. Данный принцип состоит в том, что осуществлять контроль в сфере таможенного дела могут только специально уполномоченные государственные органы. Однако следует отметить, что инициатором проведения такого рода контроля могут быть любые заинтересованные лица, а привлекаться к осуществлению контрольных мероприятий могут граждане и организации, способные оказать действенную помощь.

- результативность контроля - проявляется в своевременности проведения контрольных мероприятий, выявления нарушений таможенного законодательства и реальных результатов финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД, в своевременности доведения полученных результатов до лиц, правомочных принимать соответствующие решения о принятии мер по устранению причин таможенных правонарушений и привлечении виновных к юридической ответственности. Конечным результатом контроля должно стать совершенствование деятельности в сфере таможенного дела.

- гласность контроля - состоит в обнародовании результатов таможенного контроля, в их публичном обсуждении, привлечении к ним внимания государственных органов, общественных организаций и граждан. Есть необходимость также в обнародовании тех мер, которые были приняты по выявленным в процессе таможенного контроля нарушениям и недостаткам.

Сущность государственного контроля в сфере таможенного дела также находит свое отражение в его задачах. Как известно, любое государство реализует систему функций по охране своего таможенного суверенитета. Эти функции формулируются с помощью понятий «таможенная охрана», «таможенная защита», «таможенный контроль», что, на наш взгляд, устраняет неопределенность в принадлежности функции к числу таможенных функций государства. В число таких функций входят: защита национальной экономики и таможенного суверенитета от вмешательства иностранных государств; таможенная охрана государственной и таможенной границы страны; таможенный контроль за экспортными и импортными операциями в пределах таможенной территории; таможенный контроль за грузами и транспортными средствами внешнеторговых объединений и фирм, пассажирских и грузовых предприятий международного сообщения и физических лиц; таможенный контроль за международными почтовыми отправлениями; таможенный контроль за вещами лиц, следующих через таможенную границу; таможенный контроль за валютой, валютными ценностями, платежными документами и денежными знаками в пределах таможенной территории; таможенный контроль за ввозом и вывозом через таможенную границу культурных ценностей; таможенный контроль за оформлением санитарных, медицинских, ветеринарных и фитосельскохозяйственных сертификатов; взимание таможенных пошлин, таможенных и иных сборов, предусмотренных таможенным тарифом и таможенными правилами; установление ответственности юридических и физических лиц за нарушение национального законодательства в части осуществления таможенных операций и таможенных правил; организация системы таможенной информации.

При этом контроль в сфере таможенного дела призван обеспечить соблюдение действующего законодательства в области исполнения федерального бюджета, налогообложения, валютных операций, регулирования внешнеэкономической деятельности и др. Эффективность контроля неразрывно связана с ответственностью за нарушения таможенной дисциплины, предусматривающей административные, уголовные и иные правовые меры воздействия.

Так, по методам проведения контроль в сфере таможенного дела можно классифицировать так:

- наблюдение (мониторинг) - предполагает постоянный контроль, уполномоченными на то органами государственной власти за процедурой перемещения предметов через таможенную границу соответствующими субъектами;

- проверки - на основе таможенных документов, отчетной документации и расходных документов рассматриваются некоторые вопросы деятельности участников таможенных правоотношений, намечаются меры по устранению обнаруженных нарушений;

- надзор - осуществляется контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на проведение какого-либо вида деятельности в сфере таможенного дела (владельцы таможенных складов, таможенные брокеры и др.);

- анализ финансовой деятельности - предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности для определения общей оценки результатов финансовой деятельности, лиц участвующих во внешнеэкономической деятельности;

- обследования - охватывают более широкий спектр финансово-экономических показателей экономического субъекта, чем проверки; определяется финансовое состояние и перспективы развития обследуемого экономического субъекта;

- ревизия - предполагает полное обследование финансово-хозяйственной деятельности субъекта внешнеэкономической деятельности с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности.

Структура контроля в области таможенного дела имеет сложный характер. Нормы, его образующие, носят всеобъемлющий, всепроникающий характер и содержатся, как уже отмечалось выше в различных правовых отраслях. При этом названные нормы могут различаться по следующим основаниям:

- по целям и задачам осуществления таможенного контроля в конкретной сфере деятельности;

- по объектам (содержанию или направлениям его осуществления);

- по формам и методам;

- по времени проведения;

- по органам, на которые возложено его проведение (при этом необходимо учитывать их правовой статус и полномочия);

- осуществление конкретных видов таможенного контроля регламентируется соответствующими нормативными актами, т.е. имеются «собственные» источники права.

В связи с вышеназванной классификацией необходимо следующим образом градировать и структурировать контроль в сфере таможенного дела в России.

С точки зрения временного фактора течения процесса контроля, государственный контроль в сфере таможенного дела осуществляется в форме предварительного, текущего и последующего контроля:

Субъектам государственного контроля в таможенной сфере выступают государственные органы, в первую очередь, исполнительной власти (например, таможенные органы, Минфин и др.)

Правовой основой государственного таможенного контроля и надзора являются правовые акты органов государственной власти Российской Федерации, в которых содержатся нормы регулирующие вопросы государственного таможенного контроля и надзора.

При этом главный источник государственного таможенного контроля - Конституция Российской Федерации. Основная часть вопросов реализации государственного таможенного контроля и надзора урегулирована федеральными законами, а также в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти [1].

Как известно, в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу [2].

Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации. Кроме того, согласно статьям 14 и 15 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации: [3]

Важнейшим органом, участвующим в регулирование таможенных правоотношений, в системе органов исполнительной власти является Министерство финансов РФ. И хотя данный орган в соответствии с действующем законодательством РФ не наделен прямыми полномочиями по осуществлению функций контроля и надзора в таможенной сфере, он непосредственно влияет на реализацию контрольных функций, в частности, таможенных органов путем контроля за исполнением ФТС России правовых актов по широкому кругу вопросов.

Министерство финансов РФ в соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. № 314 и Постановлением Правительства РФ «О Министерстве финансов РФ» от 30 июня 2004 г. № 329 [4] осуществляет контроль за исполнением Федеральной таможенной службой правовых актов, касающихся вопросов исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Таможенное дело в Российской Федерации в соответствии со статьями 401 и 402 Таможенного кодекса РФ [5] осуществляют непосредственно таможенные органы Российской Федерации. Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему.

Правовой статус таможенных органов и их сотрудников регулируется Таможенным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О службе в таможенных органах» [6], Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. «О Федеральной таможенной службе» [7].

Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Подводя итог вышеизложенному, представляется необходимым сформулировать понятие государственного контроля в сфере таможенного дела как контроль со стороны уполномоченных государством органов за законностью действий в процессе подготовке к перемещению через таможенную границу товаров и транспортных средств, самого перемещения через нее товаров, транспортных средств, валютных ценностей и других предметов, а также в ходе «постконтроля» в целях осуществления эффективной таможенной политики в обществе для обеспечения прав физических и юридических лиц.

[1] См., например: Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 (ред. от 18.07.2001) «О мерах по обеспечению государственного таможенного контроля в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 31. Ст. 3696.

[2] См., подробнее: Таможенное право России. Учебник. // Отв. ред. С.И. Истомин, В.А. Максимцев. – М., 2005.

[3] Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. (ред. от 30.12.2008) № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 51. Ст. 5712.

[4] Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 (ред. от 10.03.2009) «О Министерстве финансов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3258.

[5] Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (ред. от 30.12.2008) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2066.

[6] Федеральный закон от 21 июля1997 г. № 114-ФЗ (ред. от 09.02.2009) «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3586.

[7] Постановление Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 (ред. от 10.03.2009) «О Федеральной таможенной службе» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 32. Ст. 3569.

©2009 «Национальный союз политологов»
e-mail: info@souzpolitolog.ru
http://www.souzpolitolog.ru

Яндекс цитирования