Научный журнал «Региональное и муниципальное управление: вопросы политики, экономики и права». № 1-2 (2), 2015.
СОДЕРЖАНИЕ
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО
Трунов И.Л. Подлежат ли уголовной ответственности современные спортивные гладиаторы. Вред жизни или здоровью спортсменов и уголовная ответственность
Медведев В.Н. Некоторые аспекты реформы государственного управления в России: состояние и перспективы
Майстат М.А. Влияние политико-правового статуса коренных малочисленных народов на их налоговый статус на примере России и США (сравнительно-правовой анализ)
Хунис В.Я. О некоторых проблемных вопросах разграничения предметов ведения и полномочий в сфере административной ответственности
РЕГИОНАЛЬНОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Медведев Н.П. К вопросу о разграничении властных полномочий в России
Гелеранский П.С. Особенности формирования и взаимодействия исполнительных и представительных органов местного самоуправления
Соловьев Д.С. Институт губернаторства: зарубежный опыт
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ
Берестовский А.В. Народная мудрость в деловых коммуникациях
Никонов В.Н. Семейная пенсия или государственная: проблема выбора
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Гайдук В.В., Сулейманов А.Р. Факторы региональной устойчивости межэтнических взаимодействий в республике Башкортостан
Перкова Д.В. Национальная безопасность и политическая стабильность в контексте этноязыковых и межконфессиональных отношений в России
Белокур В.М., Белокур Д.В. Идея нации и национальная идея: сущностная проблема политической коммуникации общества при осуществлении страной цивилизационного выбора
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГУБЕРНАТОРА И ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО
И.Л. ТРУНОВ академик РАЕН, доктор юридических наук, кандидат экономических наук, профессор, академик РАЕН, Президент Союза адвокатов России, Россия, г. Москва
ПОДЛЕЖАТ ЛИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫЕ СПОРТИВНЫЕ ГЛАДИАТОРЫ. ВРЕД ЖИЗНИ ИЛИ ЗДОРОВЬЮ СПОРТСМЕНОВ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
В настоящее время за причинение вреда жизни или здоровью при занятиях спортом, в соответствии с уголовно-правовой доктриной, лицо не подлежит уголовной ответственности, поскольку эта деятельность носит общественно полезный характер (укрепление здоровья) и не запрещена действующим законодательством. Следовательно, отсутствует основный признак понятия «преступление» – противоправность. В статье автор анализирует данную проблему и ищет ответ на вопрос: «Подлежат ли уголовной ответственности современные спортивные гладиаторы?».
Ключевые слова: уголовная ответственность, государство, право, спорт, причинение вреда жизни или здоровью человека.
В.Н. МЕДВЕДЕВ кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права и процесса юридического факультета Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Данная статья посвящена актуальным проблемам реформирования государственного управления. Особое внимание автором уделено вопросам реализации организационно-правовых вопросов при организации системы исполнительной власти в нашей стране.
Ключевые слова: конституция, государственное управление, исполнительная власть, субъект РФ, реформа, проблемы, развитие.
М.А. МАЙСТАТ кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и социологии факультета социологии, экономики и права Московского педагогического государственного университета, Россия, г. Москва
ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО СТАТУСА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ НА ИХ НАЛОГОВЫЙ СТАТУС НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И США (СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ)
Статья посвящена сравнительному анализу политико-правового и налогового статуса автохтонных народов России и США в их непосредственной взаимосвязи и фактической наполненности в рамках возможности достижения этнополитической стабильности.
Ключевые слова: коренные малочисленные народы, автохтонные народы, индейцы, этнополитика, межэтнические отношения, политико-правовой статус, налоговый статус.
В.Я. ХУНИС аспирант кафедры правового обеспечения государственной и муниципальной службы Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва
О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСАХ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ В СФЕРЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Данная статья посвящена анализу вопросов разграничения предметов ведения и полномочий в сфере административной ответственности. В статье изучены положения ряда законов субъектов РФ, устанавливающих административную ответственность, на предмет их соответствия федеральному законодательству. В работе даны замечания к этим правовым актам, а также предложены авторские варианты решений проблемных вопросов правового регулирования административной ответственности в субъектах РФ.
Ключевые слова: субъект Федерации, разграничение, предметы ведения, полномочия, кодекс, закон, административная ответственность.
РЕГИОНАЛЬНОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Н.П. МЕДВЕДЕВ доктор политических наук, профессор кафедры политических наук Российского университета дружбы народов, Россия, г. Москва
К ВОПРОСУ О РАЗГРАНИЧЕНИИ ВЛАСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ В РОССИИ
Эффективность государственного управления во многом зависит от того, насколько четко в конституционно-правовом плане распределены полномочия между органами государственной власти, с одной стороны, и от четкости действия механизма сдержек и противовесов в системе органов государственной власти, с другой стороны. В статье автор анализирует проблему разграничения властных полномочий в Российской Федерации.
Ключевые слова: разграничение полномочий, федеральный центр, региональная власть, эффективность, власть, государство, управление.
П.С. ГЕЛЕРАНСКИЙ кандидат политических наук, докторант кафедры национальных и федеративных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Автор описывает различия между исполнительными и законодательными (представительными) органами власти на уровне местного самоуправления Российской Федерации. Затрагивается тема разделения властей на местном уровне. Прорабатываются проблемы формирования, компетенции и полномочий органов власти муниципальных образований. Исследуются научные мнения политологов и законодательство Российской Федерации по названным вопросам.
Ключевые слова: местное самоуправление, законодательные (представительные) органы власти, исполнительные органы власти, формирование органов власти, компетенции органов власти, полномочия органов власти, система разделения властей, система сдержек и противовесов.
Д.С. СОЛОВЬЕВ аспирант кафедры национальных и федеративных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва
ИНСТИТУТ ГУБЕРНАТОРСТВА: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
В статье автор анализирует особенности института губернаторства в зарубежных странах, отмечая, что характер отношений между федеральной и региональной властью в большей степени зависит от того, является ли государство федеративным или унитарным, демократическим или авторитарным, представляет ли оно собой президентскую, полупрезидентскую или парламентарную республику.
Ключевые слова: институт губернаторства, федеральная и региональная власть, полномочия, управление, государство.
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ
А.В. БЕРЕСТОВСКИЙ кандидат политических наук, Россия, г. Москва
НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ В ДЕЛОВЫХ КОММУНИКАЦИЯХ
В статье автор исследует область деловых коммуникаций, с точки зрения использования в этом процессе народной мудрости.
Ключевые слова: деловые коммуникации, народный опыт, народная мудрость, пословицы, традиции, управление, государство.
В.Н. НИКОНОВ исполняющий обязанности Президента в «Первом национальном пенсионном фонде», Россия, г. Москва
СЕМЕЙНАЯ ПЕНСИЯ ИЛИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ: ПРОБЛЕМА ВЫБОРА
В данной статье автор затрагивает наболевший вопрос пенсионной системы. Рассматривает его с противоположных позиций: предоставление пенсии государством или семьей. Как зрелому поколению жить, а не доживать в пенсионном возрасте. Приводит примеры положительного опыта зарубежных стран.
Ключевые слова: пенсионная система, потребляющее поколение, счастливая старость, старшее поколение, пожилой ресурс, порочный консенсус.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
В.В. ГАЙДУК доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии и истории Башкирского государственного университета, Россия, г. Уфа
А.Р. СУЛЕЙМАНОВ кандидат политических наук, докторант кафедры национальных и федеративных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Уфа
ФАКТОРЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
Межэтнические отношения в наши дни являются одним из главенствующих направлений в деятельности российской власти и институтов гражданского общества. Выбор данного приоритета вызван нарастанием тревожных тенденций, свидетельствующих об обострении межэтнических противоречий и росте нетерпимости в российском социуме. На фоне усиления миграционных потоков, столкновения в светском обществе религиозной и секулярной парадигм, усиления этноконфессиональных, а в ряде случаев и внутриконфессиональных противоречий, эти тревожные сигналы свидетельствуют о серьезности угрозы нарушения этнополитической стабильности в российском обществе.
В данной статье исследуются факторы (детерминанты) субфедеральной устойчивости межэтнических взаимодействий в Республике Башкортостан.
Ключевые слова: национальные и федеративные отношения, политическая регионалистика и этнополитика, межэтнические отношения, этническая идентичность, межэтническое взаимодействие, этническая толерантность, регион, региональная устойчивость.
Д.В. ПЕРКОВА кандидат политических наук, руководитель пресс-службы Национального Союза Политологов, Россия, г. Москва
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ЭТНОЯЗЫКОВЫХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ
Данная статья посвящена анализу вопросов воздействия важнейших этнополитических факторов на состояние политической системы России в период 2000-2015 гг. в контексте развития практической конфликтологии и национальной политики.
Ключевые слова: политическая стабильность, национальная безопасность, этноязыковой фактор, религиозный фактор, межнациональные отношения, национальная политика, политическая система, Российская Федерация, Украина, терроризм, исламизация.
В.М. БЕЛОКУР руководитель гуманитарно-просветительского проекта «Объективное смысловедение», Россия, г. Москва
Д.В. БЕЛОКУР президент Фонда национального становления и государственного развития «Мирохранение», Россия, г. Москва
ИДЕЯ НАЦИИ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ: СУЩНОСТНАЯ ПРОБЛЕМА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ ОБЩЕСТВА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СТРАНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ВЫБОРА
В статье рассмотрены проблемы политической коммуникации общества при осуществлении цивилизационного выбора страны, обусловленные несформированностью национального общественного сознания и атрибутов нации, а также искажением сути основополагающих терминов национальной понятийной сферы.
Ключевые слова: национальная самоидентификация, политическая коммуникация, цивилизационный выбор, идея нации, национальная идея, национальный миропроект, национальный нравственный идеал, нравственная мироотносительная позиция, разумность нации, мирохранение, «миротворение», духовно-нравственная унификация.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГУБЕРНАТОРА И ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В ноябре 2012 г. Президент РФ подписал указ о назначении Андрея Воробьева временно исполняющим обязанности губернатора Московской области. Почти через год, в сентябре 2013 года А.Ю. Воробьев был избран губернатором региона. За этот период Андрей Воробьев предложил и реализовал ряд системных мер в различных сферах жизни области, которые заложили основы дальнейшего развития Подмосковья. Область давно ждала перемен, поэтому запрос на молодого, энергичного политика в Подмосковье был велик. Сегодня, уже можно подвести ряд промежуточных итогов деятельности новый команды подмосковной власти. Можно конечно вникать в детали и критиковать ее за то, что еще не удалось сделать, но главное – оценка населением работы губернатора. А она, полученная, в том числе и посредством социологических исследований, достаточно высокая. Успехи, несомненно, есть. Но и цель, которая была поставлена губернатором серьезная – Подмосковье, как лидер среди субъектов РФ. Поэтому для ее достижения еще многое придется сделать. К сожалению, как показывает практика, не все представители муниципальных, да, и зачастую областных властей, способны понимать направления развития региона и работать в заданном темпе. Но наличие политической воли и программы у губернатора внушают оптимизм. При этом нужно отметить, что налицо формирование профессиональной команды губернатора, а это значит, что ресурсы для решения поставленных задач и достижения новых целей в Московской области есть.
ДОСТИЖЕНИЯ:
1. Социальная сфера.
1.1. Здравоохранение.
В 2015 году откроется 12 диагностических центров, 10 офисов врачей общей практики и 50 фельдшерско-акушерских пунктов. Кроме того, в дополнение к семи сосудистым центрам и восьми отделениям, откроются еще пять центров и три отделения, соответственно. В 2016 году планируется сдать три новых перинатальных центра и четыре родильных дома. Меняется парк машин скорой помощи. В 2014 году закупили 84 автомобиля. В прошлом году введены в строй 80 аптечных пунктов в поликлиниках, в этом году еще 100.
Постепенно решаются кадровые вопросы в здравоохранении области. За последние два года на работу в медучреждения устроились почти 3 тыс. специалистов, в том числе из других регионов России. Это итог политики Правительства МО – повышения зарплат, предоставления жилья, строительства медицинских центров. С 2015 года полномочия по здравоохранению переданы на региональный уровень, введены единые областные стандарты для поликлиник, и уже в 70% из них они реализованы.
1.2. Образование.
За два года подмосковным властям удалось сократить очередь в детские сады с 44,5 тысяч до 20 тысяч. Для этого было построено 111 учреждений. Область заняла 4-е место в стране по числу школ, входящих в «топ-500» Министерства образования и науки РФ. Из 55 школ, открывшихся в стране, в Московской области построено 23. Эта работа будет продолжаться и дальше. В 2015 году планируется открыть еще 21 школу. В области приступили к модернизации ПТУ, колледжей и техникумов. На их содержание будет потрачено в 2015 г. около 7 млрд. руб. И за эти деньги Московская область хочет получить квалифицированные кадры для предприятий области. При этом необходимо, чтобы у каждого учреждения профобразования был стратегический партнер на производстве. Таким образом, учащимся и выпускникам этих учебных заведений будет гарантированы практика и трудоустройство. В Долгопрудном начал работу «ФИЗТЕХ-лицей», где учат по системе академика Капицы, а в Одинцово на базе негосударственного университета открывается филиал МГИМО.
В 2013-2014 гг. закрыто 12 детских домов, с устройством 90% их воспитанников в приемные семьи.
2. Сфера строительства и благоустройства территории Московской области.
1.1. Переход к комплексной застройки территории, разработка и внедрение генплана Московской области.
Московская область первая в РФ по строительству жилья. В 2014 г. построено 8,5 млн. к.м. жилых помещений. Введено в строй 6 млн. к.м. нежилых помещений (складов, производственных площадок, офисных зданий и др.). А это новые рабочие места в непосредственной близости от места жительства жителей области, что позволяет повысить уровень развития экономики Московской области.
С 2015 г. градостроительная политика – зона ответственности области. Вводятся единые условия и сроки выдачи разрешений на строительство. Многоквартирные дома не будут появляться на карте Подмосковья без социальных объектов и новых рабочих мест. Ведется большая работа по составлению генпланов муниципальных образований. В 2015 г. на это область выделила 1 млрд. рублей.
1.2. Решение вопросов обманутых дольщиков.
За 2013-2014 гг. с 16 тыс. до 6 тыс. сократилось число обманутых дольщиков в Московской области. Еще 3 тыс. областные власти обещают помочь в 2015 году.
1.3. Расселение из аварийного и ветхого жилья и ускорение темпов капитального ремонта домов.
Из бараков в 2014 г. переселили почти 4 тыс. человек. Начата серьезная работа по капремонту. Она охватили почти 1 тыс. многоквартирных домов в области.
1.4. Изменение облика подмосковных городов.
Принят закон о благоустройстве. Впервые в Московской области задан стандарт: по парковкам, детским площадкам, освещению, озеленению. В рамках программы «Чистое Подмосковье» появятся сотни цивилизованных площадок по сбору мусора, в местах, удобных для жителей. Увеличилось количество закупаемой современной техники для уборки территорий. В прошлом году передали почти 200 единиц. Приятно, что во многих городах появилась красивая подсветка. В прошлом году в Подмосковье созданы пять новых и реконструированы 10 существующих парков. В этом году появятся еще три новых, и будут приведены в порядок семь парков.
3. Транспорт.
В 2014 г. было отремонтировано 10% областных автодорог – это 1,5 тыс. километров. Начаты работы по строительству ЦКАД на участке от Киевского шоссе до трассы «Дон». Открыты четыре путепровода, обходы вокруг Химок, Бронниц, Щелково-Фряново. В 2015 г. планируется открыть еще шесть новых путепроводов.
В Подмосковье на общественных линиях появилось 492 новых автобуса и 38 новых электричек. Кроме дополнительных пригородных путей, которые соединят Москву и города Подмосковья, начата работа над концепцией легкого метро между крупными городами региона.
4. ЖКХ.
В Подмосковье заработала единая платежка, стали появляться единые областные расчетно-кассовые центры. Новая система областного ЕРКЦ должна исключить возможность необоснованных начислений для жителей. В 60 населенных пунктов области в 2014 г. пришел газ. Введено 113 котельных и 40 станций очистки воды
5. Инвестиционная политика и поддержка бизнеса в Подмосковье.
Подготовлен и реализован целый ряд проектов по продвижению региона в России и за рубежом (Израиль, Китай, Вьетнам и др.). На территории Подмосковья для тех, кто зарегистрировался в течение 2014-2015 гг. предлагаются полноценные каникулы: и по налогам, и по проверкам. Это касается индивидуальных предпринимателей, работающих в производственной, социальной и научной сферах.
Каждый год область выделяет около 1 млрд. руб. на поддержку малого бизнеса. В 2015 г. особое внимание сконцентрировано на поддержке малых научных и инновационных предприятий и фермеров.
Еще один приоритет областных властей – развитие индустриальных парков. На сегодня действуют 16 парков, созданных за счет частных инвестиций. При этом в этих парках есть резерв – около 30% свободных площадей с уже подведенной инфраструктурой. В настоящее время в стадии проектирования и строительства еще 23 индустриальных парка.
Материал подготовлен В.Н. Медведевым, кандидатом юридических наук, доцентом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, начальником правового управления Министерства социальной защиты Московской области, на основе информации, взятой из ежегодного обращения к жителям Подмосковья Губернатора Московской области Андрей Воробьев от 03.02.2015 // «Новая реальность. Новые возможности» // http://mosreg.ru