Юридическое бюро Консультант

 

Е.О. Лисянская

кандидат политических наук

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Российская региональная партийная жизнь является прямым продолжением тех процессов, которые протекают на общефедеральном уровне. Система партийного присутствия, которая сложилась сегодня в субъектах федерации, обязана своим появлением политическим процессам, протекавшим на уровне партий в государственном масштабе.

Первые попытки сформировать многопартийную политическую систему в нашей стране датированы началом XX в. Окончательно сформирована такая система была в 1905–1907 гг. В период между 190 7г. и 1917 г. она существовала в принудительно-деформированном виде: измененный избирательный закон, по сути, лишил парламентского представительства социалистические партии и искусственно усилил правый фланг. Тем не менее, еще до Первой мировой войны монархические и умеренно-консервативные организации, такие как Союз русского народа, «Союз 17 октября», не смогли преодолеть организационного кризиса, из-за чего не пережили февраля 1917 г. Снятие всех политических ограничений привело к доминированию социалистов, самыми конкурентоспособными из которых оказались большевики.

В современной России массовое партийное строительство началось в 1990 г. после изъятия из Конституции СССР ст. 6 о руководящей и направляющей роли КПСС. Новый этап формирования политических партий был связан с конституционной и избирательной реформами 1993 г., а также первыми, «учредительными» выборами, прошедшими в том же году. Рекрутирование депутатов I Государственной Думы проходило одновременно с референдумом по принятию новой Конституции России, закреплявшей подчиненность Парламента и практически не ограниченную власть Президента, что является важнейшей системообразующей характеристикой российского властного механизма. Первые выборы в Государственную Думу были объявлены указом беспартийного Президента Б. Ельцина, согласно указу которого половина из 450 мест заполнялась по партийным спискам, при этом для партий устанавливался 5%-ный барьер на прохождение в парламент. Оставшаяся половина мест распределялась в соответствии с результатами выборов по одномандатным округам.

Перед началом избирательной кампании 1993 г. в перечне общественных объединений, обладавших правом участия в выборах, содержалось 91 наименование, среди которых было 35 партий и движений, а также 56 общественно-политических объединений [1]. Такое количество объединений было сформировано менее чем за три года, что говорит о единодушии, с которым россияне восприняли идеи многопартийности. Из указанных 91 организаций, имеющих возможность участия в выборах, свое право подтвердили лишь 21. Однако к участию в избирательной кампании были допущены 5 политических партий, 4 политических движения и 4 избирательных блока [2].

Большое количество партий, сформированных за короткий промежуток времени, и не обладающих, за редким исключением четкой политической платформой и идеологией объясняется политологами молодостью демократических институтов в стране. По мнению Р. Роуза и У. Мишлера, в то время, когда свободные выборы проводятся впервые, избирательное законодательство позволяет легко формировать новые партии, так как политические элиты не способны угадать исход голосования. «В этих условиях создается большое количество партий. Чем больше партий, тем выше вероятность, что некоторые из них окажутся не в состоянии набрать нужный процент голосов для прохода в парламент» [3].

Итог выборов депутатов первого созыва оказался во многом непредсказуемым – проправительственный блок «Выбор России», набрав лишь 15,5% голосов, сумел получить лишь 40 депутатских мандатов. В то же время ЛДПР добилась наибольшей поддержки (22,9%) при голосовании за партийные списки и смогла сформировать вторую по численности партийную фракцию в парламенте, получив 64 депутатских портфеля. Вообще, из 13 участников выборов 5%-ный заградительный барьер преодолели 8.

В промежуток между выборами число политических партий неуклонно росло. К моменту проведения в 1995 г. выборов в Государственную Думу второго созыва их число превысило восемь десятков.

По результатам выборов в Думу второго созыва, заградительный барьер преодолели 4 избирательных объединения. Лучший результат показала КПРФ, второе место заняла ЛДПР. Очередной раз не показало хорошего результата проправительственное движение – в 1995 г. - это «Наш дом – Россия», которая стала третьей, а четвертой силой в новом парламенте стало «Яблоко» .

К началу парламентских выборов 1999 г. плотность в группе партий и объединений, которые прошли перерегистрацию в Министерстве юстиции России и получили право принимать участие в выборах, сохранилась (139). При этом Центральной избирательной комиссией было допущено к участию в избирательной кампании лишь 26 избирательных объединений и блоков, а 5%-й барьер преодолело 5 избирательных объединений: КПРФ (24,29%), «Единство» (23,32%), «Отечество-Вся Россия» (13,33%), «Яблоко» (5,93%), «Союз правых сил» (8,52%).

Важно отметить, что на выборах 1999 г. произошел рост консолидации общества. Если на выборах 1995 г. лишь около половины всех голосов было отдано за партии, преодолевшие заградительный барьер, то в 1999 г. партии, получившие депутатские мандаты получили 81,7% голосов.

В 2003 г. партийная система представляет собой уже в достаточной степени сформировавшийся институт с явными лидерами, а все еще чрезмерное количество партий видится пережитком прошлых периодов – большинство из партий второго и третьего эшелона не имеют сколько-нибудь ощутимой поддержки населения. С другой стороны, ряд исследователей отмечают нарастание новых негативных тенденций. Так, О.В. Гаман-Голутвина отмечала: «идеологические партии» (как левые, так и правые) отступают под напором нарочито деидеологизированных образований, осуществляющих активную экспансию по всем направлениям и действующих по принципу «хватай всех подряд» [4].

За шесть месяцев до начала избирательной кампании, в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» была зарегистрирована 51 политическая партия. В самой избирательной кампании приняли участие 23 политические партии и избирательных блока, а преодолели заградительный барьер только четыре избирательных объединения: партия «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, и блок «Родина».

Выборы депутатов пятого созыва стали первыми, на которых барьер для партий, проходящих в Думу по партийным спискам, повышался с 5% до 7%. Также новеллой этого электорального процесса стало то, что были законодательно убраны нижний порог явки и возможность голосовать против всех. Однако наиболее важной вехой стала отмена мажоритарной системы и голосования по одномандатным округам. Завершает список изменений запрет перехода членов одной партии в другую и отмена права партий объединяться в выборные блоки.

Важным новшеством в российской партийной системе стало решение Президента В. Путина возглавить список кандидатов «Единой России», в результате чего указанная партия получила более 64% голосов. Депутатские портфели получили также три партии - КПРФ (11,6%), ЛДПР (8,2%) и «Справедливая Россия» (7,8%), построенная на основе действовавшей в Думе 4 созыва партии «Родина». «Единая Россия» в Думе пятого созыва получила 315 мандатов (конституционное большинство), КПРФ - 57, ЛДПР - 40 и «Справедливая Россия» - 38 мандатов.

По итогам выборов в 2007 г. можно сделать вывод о том, что этап строительства некоей «партийной вертикали власти» завершен. С декабря 2003г. в «большой политике», де-факто, существуют 4 партии: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» (прежде «Родина»). Из всего спектра партий второй группы реальные шансы на присоединение к «большой четверке» имеют не более одной-двух.

Итогом первых 15 лет партийной системы в нашей стране можно назвать создание жизнеспособного института партий. Тем не менее, этот процесс не оказался легким. Это подтверждает тот факт, что самые первые парламентские партии не использовали своего преимущества пребывания в Думе и исчезли. Вообще все восемь партий, сумевших преодолеть барьер 5% на первых думских выборах в 1993 г., участвовали в следующих выборах в 1995 г. и шесть из них не смогли повторить свой успех. Сходная картина наблюдалась и позже. На последних на сегодняшний день выборах 2007 г. депутатские мандаты смогли получить лишь две исходные партии: КПРФ и ЛДПР, а их доля составила всего 24%. Любопытно, что на каждых выборах хотя бы одна новая партия показывала хороший результат и получала места в парламенте: третье место в 1995 г., второе в 1999 г., первое в 2003 г. и четвертое в 2007 г.

К однозначным достижениям партийной системы и всей политической сферы России в последние годы можно отнести рост доверия прошедшим выборам со стороны населения. По данным ВЦИОМ, за четыре года возросло число респондентов, полностью доверяющих результатам парламентских выборов (с 39% до 45%), и уменьшилось число тех, кто допускает, что были отдельные подтасовки на местах, которые, впрочем, не повлияли на результаты голосования в целом по стране (с 33% до 29%) [5].

После отмены смешанной системы на выборах в Государственную Думу и перехода к пропорциональному избранию доминирование «Единой России» в партийной системе, прорисовывавшееся еще в 2003 г., не вызывает сомнений. На выборах 2007 г. партия одержала уверенную победу (64,3%), что, с учетом эффекта мультипликатора (часть партий не преодолела избирательный барьер, и их голоса были перераспределены между прошедшими в Думу), позволило «Единой России» сохранить конституционное большинство и даже увеличить численность своей фракции.

Большинство политологов сходится во мнении, что преобразования, проводимые в партийной сфере, своей целью имели создание условий для доминирования «Единой России» как на федеральном, так и на региональном уровнях. Однако последствия такого доминирования оцениваются исследователями по-разному. Так Д. Орлов, утверждает что «главенство «Единой России», развитие ее как общенациональной партии с опорой на самого разного избирателя и «сплав ценностей» - очевидная основа дальнейшего развития партийной системы». Противоположной точки зрения придерживается В. Третьяков, который также выражает опасения по поводу «возможного переноса федерального доминирования на региональный уровень. Многопартийность (реальная) и оппозиционность (реальная и не антигосударственническая) более всего нужны в регионах, на местах, в глубинке» [6].

Первые попытки партии власти захватить первенство на партийном уровне датируются 2001 г., когда произошло поглощение блока «Отечества – Вся Россия» и лояльных депутатских групп, вследствие чего было сформировано пропрезидентское большинство в Думе. Позже была проведена реформа региональных избирательных систем, согласно которой с 2003 г. региональные парламенты избираются по новым правилам – некоторые по смешанной избирательной системе, а некоторые по полностью пропорциональной. Поворотным же моментом видится отказ от всеобщих выборов губернаторов в пользу назначения, после чего, по мнению многих исследователей, «Единая Россия» все больше и больше становится инструментом воздействия на регионы со стороны федерального Центра. Кроме того, поглощение «Аграрной партии» уже в 2008 г. усилило позиции «Единой России» не только в общефедеральном пространстве, но и в региональных парламентах, в которых аграрии зачастую имели собственные фракции.

В начале 2000-х гг. перед государством стояла задача законодательного определения статуса политических партий. Работы по обеспечению партийной системы должным законодательным механизмом совпала с началом реформирования этого института. Всеобщая заинтересованность в создании закона о политических партиях проявилась в том, что одновременно разрабатывалось несколько проектов: в Центризбиркоме, в думском Комитете по делам общественных объединений и религиозных организаций, в Независимом институте выборов, а также в ряде партийных структур. Большинством голосов был принят президентский законопроект, разработанный в Центризбиркоме с участием представителей думских объединений; при его последующей доработке были учтены и некоторые положения альтернативных проектов.

В результате законодательного закрепления своего статуса, политические партии получили возможность стать основным субъектом избирательного права и ключевым звеном политического процесса в нашей стране. Для регулирования деятельности политических партий как основного субъекта избирательного процесса к ним предъявляется ряд требований, выполнение которых должно подтверждать состоятельность партии и серьезность ее намерений. Эти требования формируются Конституцией РФ, а также комплексом партийно-избирательного законодательства, определяющих нормативно-правовые правила игры и общий институциональный дизайн, в рамках которого вынуждены действовать российские партии.

Принятие Федеральных закона №95-ФЗ «О политических партиях» и № 67-ФЗ от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» символизирует новый этап развития российских политических партий. В результате состоявшейся реформы партии, как и российская партийная система в целом, приобрели принципиально новые институциональные и законодательные рамки. Так, политические партии признаются базовым элементом избирательного процесса и одним из основных субъектов всего политического процесса в Российской Федерации. Вследствие этого партии получают дополнительные инструменты, с помощью которых возможно оказание влияния на принятие законодательных и других политических решений, как на региональном, так и на федеральном уровне. Проекция партийного принципа формирования региональных легислатур позволяет партиям более глубоко проникнуть в региональные представительные органы власти, что привело к структурированию политической конкуренции и политической элиты в субъектах Российской Федерации.

Тем не менее, политические партии становятся в большей степени, чем ранее подконтрольными государству. Этому способствуют достаточно жесткая процедура государственной регистрации, а также система государственного финансирования политических партий. Установление довольно высоких требований для создания и государственной регистрации политических партий ведет к тому, что партии вынуждены постоянно поддерживать высокую численность партийной организации не менее 50 тысяч человек, имея региональные отделения в более чем половине субъектов РФ, а также перманентно участвовать в выборах, добиваясь высоких электоральных результатов.

Отметим, что, несмотря на ощутимые достижения закона «О политических партиях», ряд исследователей предсказывал «закат эпохи многопартийности», что обусловлено не только серьезной эволюцией режима в сторону большей авторитарности, но и глубокими изменениями в общественном мнении.

Как отмечалось выше, влияние изменений отражается на институционализации партийной системы не только на федеральном, но и на региональном уровне. Партийная реформа, основой которой стал закон «О политических партиях», определяет политические партии в качестве главного субъекта региональных политических процессов в Российской Федерации. Это означает, что партии получают дополнительные точки опоры и каналы влияния на принятие законодательных и других политических решений не только на федеральном, но и на региональном уровне. Проекция партийного принципа формирования региональных легислатур позволяет партиям более глубоко проникнуть в региональные представительные органы власти.

Важной вехой реформы стало устранение из политической сферы субъектов федерации региональных политических партий. В этой связи следует отметить запретительные меры закона «О политических партиях», касающиеся региональных групп интересов и региональных партийных систем. До начала проведения партийной реформы и принятия указанного в субъектах федерации существовало около 500 отделений политических партий и 800 региональных партий и политических организаций. Новый закон «О политических партиях» внес существенные коррективы в существование региональных партийных систем, исключая из субъектов политического процесса все политические организации, не имеющие общероссийского статуса. С 2001 г. все региональные политические партии уступили место региональным отделениям общероссийских политических партий.

Указанные изменения в законодательстве, несомненно, вызвали перегруппировку политических сил на региональном уровне и придали общероссийским политическим партиям в регионах большую силу. Смысл принятия закона «О политических партиях» в редакции, лишающей права на жизнь региональные политические партии, объясним тем, что ведущие общероссийские политические партии нуждались в усилении своих позиций в субъектах федерации и не были заинтересованы в региональных конкурентах, способных на равных вести политическую игру. Несомненно, рассматриваемые новеллы закона дали общероссийским партиям преимущество в борьбе за ключевые политические посты и сделали их ключевыми участниками предвыборных коалиций в регионах.

Говоря о региональных выборах последних лет, можно выделить ряд тенденций. Одна из них красноречиво говорит о том, что на уровне субъектов федерации лишь одна партия имеет важное значение. Из всех зарегистрированных политических партий только одна - «Единая Россия» - представлена в полном объеме во всех семи федеральных округах. Выдвинутые ею кандидаты были допущены к распределению депутатских мандатов во всех без исключения законодательных органах государственной власти субъектов Федерации.

КПРФ максимально представлена в трех федеральных округах: Северо-Западном, Приволжском и Уральском. В Центральном, Южном, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах политическая партия не имеет полного представительства. Нет представительства политической партии в Брянской, Кемеровской области, в Чеченской Республике, в Чукотском автономном округе. Тем не менее, эта партия устойчиво занимает второе место, имея свое представительство в 79 законодательных органах государственной власти субъектов федерации из 83. В свою очередь ЛДПР и «Справедливая Россия», также являющиеся парламентскими партиями, представлены регионами гораздо хуже. Средний показатель представительства ЛДПР равен 69% (57 из 83 субъектов). Представительства «Справедливой России» есть в 67 субъектах Российской Федерации (80,72%) [7].

Партии, не прошедшие в Государственную Думу пятого созыва, представлены в регионах эпизодически. Так, ликвидированная партия «СПС» и ее наследница – «Правое дело» - имеет представительство в двенадцати регионах, среди которых, однако, можно отметить такие крупные субъекты как Татарстан, Красноярский, Пермский и Ставропольский края, Самарскую область и др. Политическая партия «Патриоты России» представлена в семи регионах, а «Яблоко» имеет свое представительство в двух - Калужской области и Московской городской Думе.

Еще один показательный момент связан с участием в региональных выборах региональных блоков. Отметим, что наиболее существенным фактором на ранних этапах построения партийной системы в нашей стране стало активное участие в политической жизни некоторых российских регионов малых партий, обеспечиваемое, как правило, за счет того, что в них вступили бывшие региональные общественные организации или движения. Именно из подобных объединений возникали региональные блоки, показывавшие хорошие результаты на выборах в субъектах федерации. В качестве наиболее свежих примеров успеха малых федеральных партий и блоков можно привести результаты Российской партии мира на выборах парламента Ингушетии и Калмыкии и партии «Свобода и народовластие», которая прошла в законодательное собрание Приморского края. Таким образом, формально федеральные партии превращались в ассоциации чисто региональных политических проектов. В г. Тольятти на выборах 1 марта 2009 г. сильную конкуренцию партии власти составил избирательный блок «Декабрь». Однако на сегодняшний день деятельность подобных блоков фактически отменяется принятыми в 2009 г. поправками к закону «О политических партиях».

В качестве негативных тенденций, характеризующих региональный партийный процесс, следует отметить, что постоянное видоизменение региональных политических структур и вытекающие из этого конфликты между региональными отделениями и федеральным руководством, которые затронули практически все общефедеральные партии. Так, публичными стали трения между региональными структурами и федеральным руководством ЛДПР на выборах в Хакасии, Амурской и Брянской областях, а также разногласия между «Единой Россией» и губернатором-единоросом Ю. Евдокимовым на региональных выборах в Мурманской области, приведшими к отставке главы субъекта федерации. Известный ученый А. Кынев приводит в этой связи следующие примеры. Для Российской партии пенсионеров нормой стало вступление накануне выборов в ее региональные организации политиков и бизнесменов, далеких от пенсионного возраста. В ряде регионов, где особенно успешно в 2004-2005 годах выступал СПС, его списки возглавили ранее не имевшие отношения к этой партии политики. Постоянные скандалы сопровождали борьбу за право представлять в регионах бывший федеральный блок «Родина». Исследователь говорит о некоей «политико-идеологической диффузии партийных структур», о которой свидетельствуют такие факты, как вступление партии «Яблоко» в Амурской области и Таймырском автономном округе в блок с Российской партией жизни, поддерживающей президента. В Иркутской области блок образовали либеральный СПС и Народная партия.

Интересна и такая тенденция, являющаяся следствием эволюции партийной системы в России, как принадлежность кандидатов в депутаты Государственной Думы по одномандатным округам к различным партиям в период с 1993 г. по 2003 г. На первых думских выборах в России ни одна из восьми партий, занявших места в парламенте, не смогла выдвинуть своих кандидатов даже в половине из 225 одномандатных округов. Лишь две партии смогли сделать это на вторых выборах, одна - на третьих и четыре партии - на четвертых выборах. Это говорит о гораздо большем проникновении политических партий в региональный политический процесс.

Указанную тенденцию дополняет качественный прогресс - выдвижение кандидатов-одномандатников прибавило ЛДПР в 1995 г. лишь одного депутата (из 184 кандидатов). Но уже в 2003 г. «Единая Россия» победила в большинстве одномандатных округов, получив 103 из 136 мест, за которые она боролась. На думских выборах в 1993, 1995 и 1999 гг. независимые кандидаты победили в большей части одномандатных округов, но уже в 2003 г. они составили вторую по численности группу. Это, несомненно, говорит о повышении уровня партиизации регионов.

Отметим в качестве дополнения, что депутаты-одномандатники часто пренебрегали своими обязательствами перед округами. Так, сразу после выборов 1995 г. более двух третей независимых депутатов присоединились к различным фракциям в Государственной Думе, а в 1999 г. присоединившихся было уже пять шестых от общего числа независимых депутатов.

Ощутимое влияние на расстановку сил в партийной системе российских регионов оказали результаты выборов в Государственную Думу пятого созыва. По их итогам произошли ощутимые изменения в списке общефедеральных партий. Так, три партии – СПС, «Гражданская сила» и Демократическая партия России – объединились в одну – «Правое дело», которую уже сегодня воспринимают как реальную силу на будущих региональных и федеральных выборах. Партия «Народный Союз» приняла решение о прекращении деятельности в связи с ее реорганизацией в форме присоединения к Общероссийскому общественному движению «Российский общенародный союз». Российская политическая партия Мира и Единства приняла решение о реорганизации в форме присоединения к партии «Патриоты России». Съезд политической партии «Аграрная партия России» принял решение о прекращении ее деятельности в связи с реорганизацией в форме присоединения к партии «Единая Россия».

«Зелеными» было принято решение о преобразовании политической партии в общероссийское общественное движение «Российское экологическое движение «Зеленые», а «Партия социальной справедливости» приняла решение о ликвидации.

Таким образом, на региональных выборах 11 октября 2009 г. список политических партий, имеющих право участвовать в выборах, сократится в два раза по сравнению с выборами 1 марта 2009г. В целом, по состоянию на середину 2009 г., в нашей стране существует лишь семь политических партий, отвечающих требованиям Федерального закона № 95-ФЗ от 11 июля 2001 г. «О политических партиях». Это «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», «Правое дело», «Яблоко» и «Патриоты России». По-нашему мнению, на ощутимые результаты на выборах всех уровней могут рассчитывать лишь первые пять.

Многие исследователи сходятся во мнении, что ряд партий был вынужден реорганизоваться или самораспуститься из-за долгового бремени. Согласно действующему законодательству, участники кампании по выборам в парламент получали право на бесплатный эфир и печатную площадь в государственных СМИ. Однако в случае, если они набирают на выборах менее 3% голосов, то обязаны заплатить за агитацию. Сегодня разработан новый законопроект, который предлагает отмену финансовых санкций для партий, участвовавших в думских выборах, но набравших менее 3% голосов. В том случае, если партия не в состоянии погасить долги, она лишь не получит бесплатного доступа в государственные СМИ в следующую избирательную кампанию.

На сегодняшний день представительные органы государственной власти всех субъектов Российской Федерации сформированы либо полностью по пропорциональной избирательной системе (девять субъектов - республики Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Чечня, Амурская и Московская области, Ненецкий автономный округ, город Санкт-Петербург), либо по смешанной избирательной системе в соответствии с требованиями Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Отметим также, что в Свердловской области одна из палат Законодательного Собрания – Областная Дума – формируется по пропорциональной избирательной системе, другая – Палата представителей - по мажоритарной.

Необходимо обратить внимание на то, что закономерностью региональных выборов, проводимых в последние годы по пропорциональной и смешанной системе, стал их предельно персонифицированный характер: независимо от названия партии все решала фигура лидера списка. Так, «Единая Россия» улучшила результаты только в тех регионах, где ее списки возглавляли лично губернаторы.

По результатам формирования действующих на сегодняшний день законодательных органов субъектов федерации можно сделать выводы, что в региональных парламентах политические партии имеют значительное представительство, в первую очередь за счет использования пропорциональной избирательной системы. По мажоритарной избирательной системе политические партии также активно реализуют свое право выдвижения кандидатов.

Еще один итог реформирования партийной системы в части положения, согласно которому 50% состава депутатов региональных законодательных собраний будет формироваться по партийным спискам, заключается в том, что у общероссийских партий появилась возможность для получения некоторой самостоятельности от федерального Центра. Удачно проведенные выборы в региональные легислатуры позволяют им получить дополнительные точки опоры и ресурсы для своего укрепления на региональном уровне. Эта тенденция получила дополнительное развитие после принятия соответствующих законодательных инициатив, касающихся избрания законодательными собраниями губернаторов российских регионов, представляемых Президентом. Как считает Д.В. Чижов, «…при таком подходе не только законодательные собрания, но и политические партии, становящиеся их важной составной частью, преобразовываются в новые центры принятия политических и избирательных решений на территории субъектов Российской Федерации» [8].

Нельзя не признать, что с середины 2000-х гг. значение и вес партий в региональном разрезе резко меняется. Сегодня уже нельзя не учитывать ту роль, которую они играют в трансформации политической системы в России в целом и в регионах, в частности. Как отмечает О.Б. Подвинцев, произошедшее изменение роли партий оказало очевидное воздействие на конкуренцию между регионами в России. «Проведенная в России партийная реформа, включившая в себя целый ряд важнейших изменений как, собственно, в законодательстве о партиях, так и в избирательном праве, очевидной целью имела унификацию региональных политических пространств РФ» Демонстрация политической лояльности в том числе и в сфере партийного строительства и формирования региональных партийных систем приобретает для властей и других, основных акторов в субъектах федерации очень важное значение, поскольку ресурсы и возможности, которые предоставляет федеральный центр, становятся наиболее важными для регионов. Таким образом, стоит констатировать, что на сегодняшний день политические партии являются важным элементом региональной политической жизни.

Сегодня наблюдаются большие изменения в партийном представительстве в регионах – этот уровень становится интересным для всех активно действующих партий. Несмотря на подавляющее доминирование практически во всех субъектах федерации политической партии «Единой России», ее позиции не всегда выглядят бесспорными. В этой связи можно прогнозировать активизацию деятельности остальных партий на выборах соответствующего уровня и, как следствие, дальнейшую регионализацию партийного пространства.

[1] Гельман В. Новая местная политика. Реформа власти 1993-1994 гг. и выборы в представительные органы власти субъектов Российской Федерации: некоторые итоги, последствия и перспективы // http://www.igpi.ru/monitoring/1047645476/apr_94/new_local_policy.html.

[2] См. Ханов Г.Г. Слагаемые политического успеха партий в России // Журнал «О выборах». - 2006. - Спец. выпуск. С. 23-24.

[3] Роуз Р. Мишлер У. Модель спроса и предложения институционализации партийной системы: российский случай // Вестник общественного мнения. 2008. №6. С. 15.

[4] Гаман-Голутвина О.В. Российские партии на выборах: картель «хватай-всех» // http://www.politstudies.ru/N2004fulltext/2004/1/9.htm

[5] Выборы-2007: были ли они честными, свободными и демократичными? Пресс-выпуск № 838 // http://wciom.ru/arkhiv/vybory/item/single/9384.html.

[6] Третьяков В. Ждем: имя преемника, Новый год и институт национального лидера // http://nigru.ru/docs/mn/1262.html.

[7] Информационный бюллетень ЦИК. Региональные выборы: партийная динамика. Вып. 2. – М., 2008. С. 15.

[8] Чижов Д.В. Политическая реформа и новый формат Российской партийной системы // Журнал «О выборах». 2005. - № 4. С. 14-15.

©2009 «Национальный союз политологов»
e-mail: info@souzpolitolog.ru
http://www.souzpolitolog.ru

Яндекс цитирования