Юридическое бюро Консультант

 

О.Д. АБРАМОВА. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ «TAFTA»

Соединенные Штаты Америки и Европейский Союз в 90-е годы перешли к качественно новой ступени отношений. Перемены экономического, военно-политического, культурного характера, происходящие в евроатлантическом пространстве, требуют выработки новых подходов к изучению партнерства США и ЕС.

Трансатлантическое партнерство США и Европейского Союза можно рассматривать как партнерство с определенными чертами и характеристиками, присущими интеграции: общее историческое и культурное наследие, разделяемые ценности, высокая степень экономических и торговых связей, сотрудничество в области безопасности, которое развивается на институциональной основе (НАТО) и через постоянные, прямые контакты между США и институтами ЕС.

В то же время партнерство США-ЕС имеет свои особенности. Прежде всего, это глобальный характер отношений, непосредственно связанный с динамикой и являющийся частью процесса глобализации. Другая особенность состоит в неординарности партнеров. И США и ЕС являются мировыми политическими центрами и ключевыми игроками в глобальной экономике. Таким образом, характер трансатлантического партнерства непосредственно влияет на развитие всего мирового сообщества.

Стратегический план США заключается в создании в ближайшее время двух экономических союзов со странами ЕС и АТС. Два региональных «кольца» во главе с Вашингтоном: Трансатлантическое партнерство и Транстихоокеанское партнерство [3].

Транстихоокеанское партнерство – это торговый пакт, предполагающий полную отмену таможенных пошлин на товары и услуги, который первоначально заключили между собой Чили, Новая Зеландия, Бруней и Сингапур. Позднее к переговорам подключились США, Австралия, Вьетнам, Малайзия и Перу. Приглашение получила также и Мексика. Президент Обама отметил, что создавая равные условия на растущих рыках Азии, в процессе формирования транстихоокеанского партнерства предполагается поддержка американского экспорта.

Наиболее амбициозным проектом является трансатлантическое сотрудничество. Идею ТАП поддержали председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу, председатель Европейского совета Херман ван Рампей, канцлер Германии Ангела Меркель и премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон.

Главной целью стратегического плана «двух колец» является создание огромных новых рынков без участия в них Китая, России и остальных государств БРИКС.

Первый раунд переговоров о создании трансатлантической зоны свободной торговли (ТАЗСТ) начался в июле 2013 г. в Вашингтоне. Подписать итоговый документ намечено на конец 2014 г. Эта идея была озвучена еще в 2007 году, когда Ангела Меркель выступила с инициативой гармонизации правовой основы экономических связей между ЕС и США, при этом был подготовлен соответствующий пакет документов. Однако сторонам не удалось прийти к согласию относительно множества конкретных вопросов, касающихся регулирования торговли [4].

Создание ТАЗСТ продиктовано стремлением ЕС и США повысить конкурентоспособность своей экономики, которая испытывает сильное давление со стороны новых участников глобального рынка, прежде всего, Китая. Надо сказать, что уровень таможенно-тарифных барьеров в США и ЕС и так невелик. По данным ВТО, в 2010 г. в США средневзвешенный уровень ставок составлял 2,1%, в ЕС – 2,8% (для сравнения: в Китае – 4,6%, в Индии – 7,2%, в России – 9,5%, в Бразилии – 10,2%) [1].

Причинами реализации в 2012 году этой идеи США и ЕС явились: мировой кризис, заставивший приступить к поиску нестандартных решений; усиление Китая, который еще в 2009 г. вышел на первое место в мире по объему экспорта, а по итогам 2012 г. обошел США по совокупному обороту торговли; отсутствие ясной перспективы завершения Дохийского раунда ВТО.

По мнению некоторых экспертов, объединение рынков США и Евросоюза уже в недалекой перспективе приведет к отмене их валют – соответственно, доллара и евро – с переходом на новую трансатлантическую валюту. Это поможет моментально сбросить все долги, номинированные в долларах и евро, и начать новую экономическую экспансию.

Российские ученые Института США и Канады РАН Рогов С. и его соавторы анализируя американскую стратегию «двух колец» отмечают, что приоритетом второй администрации Обамы является создание Трансатлантического партнерства (ТАП). Экономический рост, благодаря соглашению между США и Европой о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве, поможет поддерживать НАТО, – самый мощный альянс в истории [3].

Президент США считает, что в условиях, когда Дохийский переговорный процесс в рамках ВТО зашел в тупик, глобализацию надо продвигать через регионализацию под эгидой США. Оборонный бюджет стран ТАП (т.е. США и европейских членов НАТО) будет составлять около 58% глобальных военных расходов [3].

Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон заявил, что соглашение о зоне свободной торговли даст Евросоюзу через несколько лет прирост ВВП в размере 100 млрд. фунтов стерлингов (около 157 млрд. долларов), Соединенным Штатам – в 80 млрд. фунтов, а остальному миру – в 85 млрд. [5].

Отмена таможенных пошлин и снятие различных ограничений может дать серьезный импульс экономическому развитию Европы и Америки. По оценкам Торговой палаты США, упразднение трансатлантических тарифов в течение пяти лет обеспечат рост оборота между США и ЕС более чем на 120 млрд. долларов [5].

Таким образом, произойдет торгово-экономическая консолидация богатых стран «золотого миллиарда», которая неизбежно осложнит возможности экономического развития всех развивающихся стран, демонстрирующих устойчивые темпы экономического роста в настоящий период, и прежде всего, Китая и России [2].

Европейские государства, в том числе Германия, с одной стороны, приветствуют инициативу США о «TAFTA», с другой, они питают серьезные опасения относительно повышения конкуренции с американскими фермерами и производителями, неизбежного разрушения установленных торговых связей со странами вне зоны свободной торговли, необходимости потребления генномодифицированных продуктов, несоблюдения их традиционных обязательств по многосторонним торговым соглашениям, налагаемое их присоединением к закрытому торговому блоку «TAFTA».

По результатам исследований немецких ученых, «TAFTA» приведет к сокращению объемов внутриевропейской торговли и снижению торговли между странами ЕС и странами, не входящими в европейское сообщество, и странами с транзитной экономикой.

В рамках «TAFTA», по их мнению, «США получают значительно больше, чем ЕС», не в последнюю очередь благодаря тому, что это не приведет к снижению внутренней торговой деятельности в США, хотя именно такой эффект возникнет в ЕС, где темпы роста по сравнению с предыдущим годом снизились на 0,6% [5].

В то же время, заметно упорство со стороны Брюсселя по подписанию Украиной Соглашения об ассоциации, в котором множество негативных моментов, прежде всего, повышенная торговая конкуренция без гарантий успеха и разрушение структуры торговых отношений с традиционными партнерами. Для сравнения: ВВП на душу населения в ЕС – 32 000$, в США – 43 000$, в Украине – 2 000$. Учитывая европейскую конкуренцию, Украину ждет перспектива ограниченного доступа на растущий евразийский рынок [5].

Представляется, что переговоры по «TAFTA» будут длиться много лет, и даже могут пойти по пути Дохийского раунда переговоров о глобальной свободной торговле. Стремление Америки к «всестороннему соглашению, охватывающему торговлю товарами, услугами, инвестиции и сельское хозяйство», представляет собой «экономический НАТО» [5].

С окончанием Холодной войны и исчезновением военной угрозы и угрозы безопасности Европы, а также в виду неоднозначных результатов западных военных кампаний под предводительством НАТО, гипер-интервенционистская политика западного лагеря становится все менее обоснованной. Поскольку более нельзя рассчитывать на военный интервенционизм с целью сохранения западного союза, эту роль должна взять на себя экономика. Так, по мнению американского эксперта по вопросам внешней политики Ч. Купчана, главная задача теперь – превратить «лучший в мире альянс по обеспечению безопасности в лучший в мире экономический пакт» [5].

Французские ученые, в частности З. Лаиди, рассматривает «TAFTA» как попытку «сдерживания Китая». Точно так же это может быть частью попытки положить конец немецкой экономической гегемонии в Европе и сделать свой вклад в окружение России, поощряя ЕС поглотить Украину через Соглашение об ассоциации.

Это объясняется в Разделе II соглашения, согласно которому Украина обязуется стремиться к «постепенной конвергенции по вопросам внешней политики и безопасности с целью повысить уровень вовлеченности Украины в европейскую зону безопасности» [5]. В конвергированной экономической структуре и структуре безопасности США могут потеснить Германию как экономического лидера и сдерживать Россию, особенно в случае подписания соглашения Украины и ЕС. При этом экономика Украины обваливается, резервы исчерпаны, она выбрала путь конфронтации со своим крупнейшим торговым партнером в обмен на предложение от «евроатлантического сообщества». Но интерес обозначенного сообщества к Украине сводится к использованию ее в своих контрпродуктивных планах по окружению России [5].

ЕС и США являются не только стратегическими союзниками, но и конкурентами. Кстати, трудности на глобальных торговых переговорах, проходящих в рамках ВТО, связаны как с противоречиями между развитыми и развивающимися странами, так и с противоречиями внутри этих двух категорий стран. ЕС и США постоянно вступают в торговые конфликты, и не все их удается урегулировать на двусторонней основе, без обращения в ВТО. Кроме того, позиция каждой стороны формируется под влиянием множества противоречивых интересов, которыми обладают представители различных секторов экономики, регионов, а в ЕС – и стран, руководство которых зависит от мнения избирателей.

Наиболее острые вопросы включают торговлю сельскохозяйственными товарами и авиатехникой, а также применение норм, регулирующих соблюдение прав на интеллектуальную собственность. Кроме того, европейцы выступают за расширение сферы соглашения за счет либерализации рынка услуг. Они хотели бы получить более полный доступ на емкий американский рынок государственных заказов. В настоящее время в центре переговорного процесса находятся правила регулирования торговли и создание единых стандартов качества продукции. Переговоры проходят в рамках экспертных групп [1].

В связи с началом переговоров о создании ТАЗСТ возник вопрос, как повлияет данный проект на перспективы Дохийского раунда. Существует точка зрения, согласно которой региональная интеграция выступает в качестве альтернативы глобализации, поскольку стимулирует торговлю внутри группировки, замещая торговлю с третьими странами торговлей между ее участниками. В данном случае региональное соглашение можно рассматривать как частное проявление общего процесса торговой либерализации. Если США и ЕС удастся снять существующие между ними противоречия, это будет не препятствовать, а, напротив, способствовать поиску компромиссных решений на Дохийском раунде.

Данный проект можно рассматривать и как попытку развитых стран укрепить свои позиции не только на мировом рынке, но и в рамках институциональной части мировой торговой системы. Ослабление этих позиций стало одной из основных причин пробуксовки Дохийского раунда. Едва ли создание ТАЗСТ сможет обеспечить развитым странам возвращение доминирующего положения в ВТО. Но если при этом у них не ослабеет интерес к достижению глобального торгового соглашения, то создание ТАЗСТ будет скорее способствовать, чем препятствовать успешному завершению Дохийского раунда.

Хотя одной из причин объединения усилий США и ЕС стало укрепление конкурентных позиций КНР, самому Китаю создание ТАЗСТ принесет, скорее, выгоду. Да, Европа и Америка будут покупать больше товаров и услуг друг у друга, но важно учесть стимулирующий эффект от снижения торговых барьеров на развитие их экономик, который, в свою очередь, увеличит емкость их внутреннего рынка [1].

США и ЕС ожидают, что создание ЗСТ придаст новый импульс не только их взаимной торговле, но и экономическому росту в целом. Оценки приращения ВВП называются разные – от 0,5% до 1,5%. ТАЗСТ станет самой большой зоной свободной торговли в мире. По американским оценкам, в США и ЕС будет создано более 10 млн. рабочих мест. Согласно расчетам Торговой палаты США, за пять лет ТАЗСТ обеспечит прибавку в размере 120 млрд. долл. к обороту двусторонней торговли и 180 млрд. к суммарному ВВП нового торгового блока [1].

Улучшение экономической ситуации в странах, на которые приходится примерно половина мирового ВВП и треть оборота мировой торговли, не может не сказаться на развитии всей мировой экономики. И это влияние, как представляется, будет благоприятным. Увеличение импортных потребностей ЕС и США, которое произойдет вместе с ростом их экономики, пойдет на благо экспортерам не только из Китая, но и из других стран, в том числе России. Правда, пока список российских товаров, поставляемых на американский и европейский рынки, невелик и состоит преимущественно из энергоносителей и сырья. Ожидаемый переход США в разряд экспортеров энергоносителей к созданию ТАЗСТ прямого отношения не имеет, поскольку торговля этими товары и так осуществляется беспрепятственно. Последствия создания ТАЗСТ для России будут зависеть от направления, которое примет развитие российской экономики, вернее, от того, сумеет ли наша страна переломить существующую тенденцию усиления зависимости от экспорта сырья и приступить к производству промышленной продукции, востребованной на рынках развитых стран. Пока же речь может идти лишь о том, что ускорение экономического роста европейских стран будет способствовать увеличению поставок российского топлива [2].

Таким образом, с точки зрения развития мировой экономики, деятельность ЕС и США вселяет определенные надежды. Во всяком случае, существует вероятность того, что создание ТАЗСТ сможет оживить мировую экономическую ситуацию, вывести ее из кризисного состояния в процессе формировании глобального рынка.

Подводя итог вышесказанному, можно констатировать, что после распада биполярной системы трансатлантическое сотрудничество рассматривалось американскими экспертами в контексте стремления США и ЕС к разделенному мировому лидерству как новая форма управления в условиях глобализации. Администрации Обамы необходимо реализовать стратегию (доктрину) «двух колец» и разрешить важные проблемы:

- оживить национальную экономику США за счет европейских и азиатских рынков;

- сформировать и перейти на новую валюту (на основе доллара и евро), освободившись от доллара и долговых обязательств;

- бросить вызов странам БРИКС, и, прежде всего, Китаю;

- укрепить лидерство США в глобальном мире.

Современный мировой политический и экономический процесс характеризуется трансформацией системы международных отношений и поиском новой парадигмы глобального управления и развития. Реализация стратегии «двух колец» демонстрирует формирование надгосударственной двухуровневой системы глобального управления.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Загашвили В.С. О создании трансатлантической зоны свободной торговли // http://www.imemo.ru/ru/publ/comments/ (2013.22.06)

2. Михеев В. Америка вспомнила о Европе благодаря Китаю // Вся Европа. 2013. № 2 (74) // http://www.alleuropa.ru/pakt-transatlanticheskoy-solidarnosti

3. Рогов С.И. и др. Доктрина Обамы: властелин двух колец // Российская газета. 2013. 17 апреля // http://www.rg.ru/2013/04/17/rogov.html

4. США против развивающихся стран. Обама создает трансатлантическую зону свободной торговли // http://globalconflict.ru/analytics/12525

5. Филатов С. Игра «в снежки» через Атлантику // Советник. 2013.19.07 // http://www.1-sovetnik.com/articles/article-1173.html

Абрамова О.Д.

доктор политических наук,

профессор, заведующая кафедрой внешнеполитической деятельности

факультета национальной безопасности

Российской академии народного хозяйства и

государственной службы при Президенте РФ

Статья опубликована в научном журнале «Евразийский Союз: вопросы международных отношений». 2013. № 3-4. С. 87-94.

При использовании материала ссылка на автора и журнал обязательна!

©2009 «Национальный союз политологов»
e-mail: info@souzpolitolog.ru
http://www.souzpolitolog.ru

Яндекс цитирования